ПОДЕЛИТЬСЯ
07 декабря 2016 | 02:10
Как ирландский вундеркинд стал самым молодым миллиардером в мире
На прошлой неделе 26-летний уроженец Ирландии Джон Коллисон стал самым молодым миллиардером в мире. Причем он сам заработал свое состояние, а не получил его в наследство. О том, как основатель платежной системы Stripe взошел на вершину финансового олимпа, говорится в материале РБК.
ПОДЕЛИТЬСЯ
На прошлой неделе 26-летний уроженец Ирландии Джон Коллисон стал самым молодым миллиардером в мире. Причем он сам заработал свое состояние, а не получил его в наследство. О том, как основатель платежной системы Stripe взошел на вершину финансового олимпа, говорится в материале РБК.
Свой первый миллион долларов Джон заработал еще в школе (он учился в Лимерике, третьем по величине городе Ирландии). Его называют ирландским вундеркиндом. И не только в бизнесе. Все десять выпускных экзаменов он сдал на "отлично" - это был самый высокий результат за всю историю выпускных в стране.
"Он никогда не был "ботаном", просто он не видит разницы между жизнью и обучением", - рассказывал о нем близкий родственник газете The Irish Times.
Джон Коллисон. © AFP
Весной 2007 года Джон со старшим братом Патриком основал компанию Shuppa, чтобы заниматься приложениями, облегчающими покупки на интернет-аукционах eBay. Братья к тому времени много пользовались этой площадкой и им казалось, что ее интерфейс мог бы быть удобнее. Например, считали они, не помешал бы инструмент, автоматически подающий заявку в последние секунды торгов, чтобы ее не успели перебить. Или поисковик, учитывающий опечатки.
Джон и Патрик отправились в Сан-Франциско и обратились в Y Combinator - крупнейший инкубатор стартапов в Кремниевой долине. Вскоре появилась компания Auctomatic, которая за короткий срок привлекла больше 400 тысяч долларов. Однако самостоятельное плавание компании оказалось коротким. В марте 2008 года ее купила канадская Current Live Media.
Собственно, первое свое предприятие братья воспринимали не столько как бизнес, сколько как обучение.
Джон со своим братом Патриком. © wired.com
После продажи Патрик Коллисон переехал в Ванкувер и возглавил отдел разработок канадской компании. А 17-летний Джон, получивший, как и требовалось в "переходный год", жизненный опыт, вернулся в школу, где ему оставалось окончить еще два класса, что он и сделал с отличием.
От родителей братья Коллисон унаследовали два качества, позволившие им стать миллиардерами. Это склонность к точным наукам, и предпринимательский подход.
Получив аттестат, Джон поступил в Гарвард, чтобы изучать математику. "Мы тогда еще не были уверены, что не хотим заняться научной карьерой", - говорил Патрик.
Учеба оставляла достаточно времени, чтобы не бросать свои упражнения в программировании. Братья все время придумывали и писали какие-то приложения - для iPhone, для OLPC (стодолларовый "компьютер для бедных", в который Коллисоны смогли загрузить всю "Википедию"). Все это они делали ради забавы и выкладывали свои разработки в Сеть бесплатно.
© Getty Images
Идея на миллиард, как это часто бывает с технологическими проектами, обнаружилась в виде побочного продукта. В 2010 году братья попробовали наладить получение денег за свои приложения. Сунулись в PayPal, но, как и на eBay, интерфейс этого платежного гиганта показался им не слишком удобным. Тогда они и замыслили проект, сделавший их миллиардерами. А именно - максимально простую в использовании систему онлайн-платежей. Такую, чтобы разработчик мог получать деньги за свой продукт в течение нескольких минут после покупки.
С этой идеей они отправились по старому адресу в Y Combinator. Возглавлявший его Пол Грэм недолго думая вложил в проект Stripe от 20 тысяч до 30 тысяч долларов (точная сумма не раскрывается). Джон стал президентом компании, Патрик - гендиректором.
Сервис запустился осенью 2010 года. А уже в следующем году инвесторы вложили в него 20 миллионов долларов. В 2015 году среди инвесторов появились традиционные платежные системы - Visa, American Express.
© e27.co
По оценкам экспертов, объем транзакций, проходящих с участием Stripe, составляет сейчас в США около 20 миллиардов долларов в год. Транзакции Stripe охватывают 25 стран. В США компания взимает комиссию в размере 2,9 процента от суммы перевода плюс 30 центов за каждую транзакцию, что сравнимо с комиссионными сборами конкурентов. Как писала The Wall Street Journal, стоимость Stripe может составлять 9,2 миллиарда долларов.
Сейчас Stripe уже вышла далеко за пределы обслуживания торговцев приложениями. Среди пользователей и розничная торговля, и благотворительные организации, и избирательные штабы политиков. По данным самой компании, уже в 2014 году каждый третий американец пользовался ее услугами. Среди партнеров Stripe теперь не только Twitter, но и Pinterest, Facebook.
Вот как объясняет успех проекта вице-президент Twitter по коммерческим вопросам Натан Хаббард: "Они взяли все это перемешанное спагетти, которое представляли собой платежные системы в интернете, и упростили их для разработчиков и издателей".
Сам Джон считает главным направлением развития компании "социальную коммерцию", то есть продажи через социальные сети. В первую очередь он делает ставку на мобильные приложения системы, позволяющие быстро пользоваться ею через смартфоны и планшеты. "Статистика показывает, что 60 процентов просмотров розничного ассортимента происходит через мобильные устройства, а покупок - только 15 процентов. Для розничного торговца это как-то жутковато", - говорит бизнесмен.
© Irish Times
Весной этого года на конференции iCONIC Джон рассказывал о новом инструменте для предпринимателей - Atlas. Это приложение позволяет за 500 долларов оформить компанию в штате Делавэр, зарегистрировать ее в американской налоговой службе и открыть счет в американском банке. "Людям не надо переезжать в США ради хорошего делового климата", - объяснял Коллисон. То есть рабочее место предпринимателя может быть где угодно, но при этом он сможет работать в режиме американской компании. Для компании при этом отдельного разрешения на ведение деятельности не требуется - достаточно регистрации и открытого счета, а самому предпринимателю также не нужно разрешения на работу, ведь физически он не находится в США.
У самого Джона нет рабочего места - ни кабинета, ни отдельного стола. Иногда президент Stripe садится со своим компьютером за общий стол на первом этаже штаб-квартиры в Пало-Альто, и если не знать миллиардера в лицо, то его невозможно выделить из почти 600 остальных сотрудников компании.
Самым трудным делом в предпринимательстве Джон Коллисон считает наем сотрудников. "Перестраивать компанию в соответствии с ее размером - всегда вызов. Тут нет ровного масштабирования. Нужно очень осторожно подбирать баланс между размером компании и тем, как сотрудничают между собой команды", - говорил он Business Insider в 2015 году.
Показать комментарии
Читайте также