1. Главная
  2. Почитай

Главные итоги "Оскара": Фантасмагория, болезнь и одержимость

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Главные итоги "Оскара": Фантасмагория, болезнь и одержимость ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Причудливость, вычурность и фантасмагоричность. Таков главный итог нынешнего "Оскара". Именно этим и отличаются нынешние фавориты Американской киноакадемии - "Отель "Гранд Будапешт" и "Бердмэн", имевшие по девять номинаций и в итоге разделившие большую часть наград между собой. "Отель" обошел всех по части декоративности (грим, прически, костюмы, художник и музыка), "Бердмэн" - по оригинальному сценарию и головокружительной режиссуре Алехандро Гонсалеса Иньярриту, воплощенной на экране виртуозной камерой Эммануэля Любецки (второй "Оскар" подряд после "Гравитации"). Окончательную точку, закрепившую экзотический тренд, поставил все тот же "Бердмэн", став лучшим фильмом 2014 года.

Примечательно, что в этом году Академия проголосовала за эстетский формализм в кино, поставив его выше документального реализма. В итоге за бортом осталась отлично сделанная и сыгранная "правда жизни": картина Ричарда Линклейтера "Отрочество" (скроенная по образу и подобию фильма Никиты Михалкова "Анна от 6 до 18"), драматическая лента "Судья" с правдивым дуэтом Роберта Дауни-младшего и Роберта Дювалла и, пожалуй, самая мощная в оскароносной обойме сага Клинта Иствуда "Американский снайпер". К ним стоит добавить два добротно сделанных байопика из "жизни замечательных людей": Мартина Лютера Кинга ("Сельма") и Алана Тьюринга ("Игра в имитацию"). Фильм о Тьюринге получил в итоге из восьми номинаций утешительный приз за адаптированный сценарий, а "Сельма" - за песню.

Лучшее актерство - болезнь. Таков нескрываемый приоритет Академии, которая и в этом году вновь подтвердила свой высокий медицинский статус. Как известно, в актерских наградах предпочтение дядюшки Оскара всегда отдается персонажам, пораженным болезнью, в изображении и переживании которой, по мнению Академии, подлинное актерство проявляется самым ярким образом. Разброс во все предыдущие годы был достаточно широк: от аутизма до СПИДа. На этот раз все оказалось образцово-показательным: Эдди Редмэйн получил золотую статуэтку за роль живого классика космологии Стивена Хокинга, пораженного болезнью Лу Герига ("Вселенная Стивена Хокинга"), а Джулианна Мур за роль американки с болезнью Альцгеймера ("Все еще Элис").

Монахиня или чудовище? В номинации "Лучший иностранный фильм" в этом году борьба развернулась на остросоциальном поле между грузино-эстонскими "Мандаринами", мавританским "Тимбукту", аргентинскими "Дикими историями", российским "Левиафаном" и польской "Идой". Все фильмы достаточно интересны и глубоки, но главная интрига в вопросе "кто победит?" свелась к двум соперникам: "Левиафан" и "Ида". Победа досталась "Иде" и тем самым Академия отдала должное черно-белому минимализму на тему Холокоста, а не критике коррумпированного альянса государства и церкви.

Одержимость. Показательно отметить два фильма, которые вызвали неподдельный зрительский восторг и высокую оценку американской Академии. Это "Бердмэн" и "Одержимость" (оригинальное название Whiplash). У последнего три "Оскара", включая абсолютно заслуженную награду за роль второго плана (Дж. К. Симмонс). При всем различии между этими картинами их объединяет одна "сумасшедшая идея": добиться успеха любой ценой. В случае Бердмэна - это маниакальная одержимость вернуть былую славу, ненамеренно - в трусах по Таймс-скверу, или злонамеренно - с пистолетом у виска. Стреляться - так по-настоящему, а чем еще можно удивить? Не меньшей одержимостью охвачен и герой Whiplash, для которого почти религиозное самобичевание становится способом добиться желаемой цели. Фильм становится наглядной иллюстрацией "мирского аскетизма", абсолютным отречением от жизни и любви ради заветной цели и "места под солнцем".

Печально, что молодые зрители, видя в этой истории мощную мотивацию и пример для подражания (очень популярный в последнее время критерий - "мотивирующий фильм"), не замечают саму пагубность одержимости, как в этическом так и в человеческом смысле. Желание быть успешным (известным, популярным) стало манией новой генерации. Look at me! - крылатый девиз подростковой психологии актуален сегодня как никогда. И ладно, если бы это была только наивная селфи-забава, которой кто-то пытается разбавить свою малоинтересную жизнь. Депрессия от отсутствия внимания, признания и лайков, становится свидетельством своей никчемности и неуспешности. "Невроз несуществования" прогрессирует с каждым днем.

К слову сказать, успех уже давно понимается нами как обладание чем-то материальным: деньгами, властью, известностью, славой. Травма чужим успехом в этих же материальных вещах порождает зависть. И в этой связи нелишне вспомнить ведическую мудрость, согласно которой успех понимается совсем иначе. Успех - это свобода от материальных энергий. А значит, успешен тот, кто не имеет этой зависимости от денег, славы и лайков. И уж тем более, не одержим добиваться всего этого путем эксгибиционизма или мазохизма. Так что, можно восхищаться безбашенной фантасмагорией, виртуозным операторским искусством и актерской игрой ("Бердмэн") или потрясающей, до самоотречения, барабанной техникой ("Одержимость"), но не стоит повторять это в своей собственной жизни. Ведь кино, как и сказка, - сладкая ложь, в которой всегда есть намек и урок.




Join Telegram