19 августа 2013 18:09

"Черные дыры" найдены в Атлантическом океане

На берегу Атлантики. Фото ©REUTERS На берегу Атлантики. Фото ©REUTERS

Ученые нашли аналог "черных дыр" в Атлантическом океане, сообщает РИА Новости со ссылкой на статью, размещенную в электронной библиотеке Корнелльского университета. Исследователи смогли оценить роль водоворотов в "утечке" воды из Индийского океана в Атлантику, для изучения которых они использовали уравнения, описывающие поведение "черных дыр". Отмечается, что притяжение "черных дыр" настолько велико, что их пределы не могут покинуть даже свет и объекты, движущиеся со световой скоростью. "Черные дыры" могут возникать, например, после гравитационного коллапса - катастрофического сжатия звезды достаточно большой массы, или в центрах галактик. Свойства "черных дыр" описывает общая теория относительности, но ее уравнения подходят не только для них. Так, специалисты из Швейцарской высшей технической школы Цюриха обнаружили, что уравнения общей теории относительности подходят и для описания определенного типа водоворотов. Подобно "черным дырам" такие водовороты затягивают в себя окружающее вещество и некоторое время удерживают его внутри воронки. "Если их границы действительно устойчивы и не дают "нитей", такие водовороты могут создавать движущиеся оазисы для представителей морских пищевых цепей или даже влиять на изменение климата, перенося воду разной солености и температуры", - отмечают ученые. Благодаря аналогии с "черными дырами" ученые смогли разработать алгоритм обнаружения таких водоворотов на спутниковых снимках. Они обработали снимки Индийского океана и южной части Атлантики там, где проходит течение мыса Игольного. Оно идет из Индийского океана в сторону Атлантики, но у мыса Игольного поворачивает обратно. При этом от него отделяются водовороты, двигающиеся дальше в Атлантику. Подсчитав количество водоворотов, ученые пришли к выводу, что они переносят из Индийского океана в Атлантику 1,3 миллиона кубометров в секунду - около одной десятой от всего количества воды, утекающей в Атлантику благодаря течению мыса Игольного.