22 февраля 2019 23:39

Изменение ДНК близняшек: Хэ Цзянькуя заподозрили в экспериментах с интеллектом

Хэ Цзянькуй. Фото ©REUTERS Хэ Цзянькуй. Фото ©REUTERS

Международная группа ученых выяснила, что удаление гена CCR5 у близняшек из Китая может улучшить их память и когнитивные способности, а также помочь им быстрее восстановиться в случае инсульта. Хе Цзянькуй, изменивший геном детей, отрицает, что собирался повлиять на их интеллект, сообщает "Газета.Ru" со ссылкой на журнал Cell

В 2018 году в Китае на свет появились девочки-близняшки с модифицированным геномом - ученый Хе Цзянькуй повысил их устойчивость к ВИЧ-инфекции.

Новое исследование международной группы ученых во главе с нейробиологом Альсино Силвой показало, что при "отключении" гена CCR5 с помощью препарата для лечения ВИЧ можно сделать восстановление мышей после инсульта более быстрым и полным. Более того, ученые установили, что люди, рожденные без этого гена, также более быстро и полно восстанавливаются после инсульта, чем остальное население.

Силва и его коллеги посвятили годы поиску генов и других биологических путей, воздействие на которые с помощью лекарств было бы способно помочь мозгу восстановиться после инсульта или травмы. Теперь CCR5 стал одним из таких кандидатов.

Ученые заблокировали работу гена у мышей с помощью препарата Maraviroc, с 2007 года использующегося для лечения ВИЧ. Снижение активности гена в моторных нейронах мозга заметно ускорило восстановление мозга.

Также исследователи отобрали 68 человек без CCR5 и 446 добровольцев для контрольной группы. Среди тех, кто перенес инсульт, люди без CCR5 быстрее восстанавливали двигательные и когнитивные способности. Точный механизм влияния гена на работу мозга пока неясен.

По мнению Томаса Кармайкла, одного из авторов работы, у здоровых людей в процессах обучения и запоминания CCR5 играет роль "тормоза", снижая возбудимость нейронов. В случае инсульта такая функция может снизить возможный ущерб мозгу, однако впоследствии она мешает ему образовывать новые нейронные связи и восстанавливать повреждения.

Кроме того, те, у кого отсутствовала хотя бы одна копия CCR5, лучше учились в школе, что говорит о возможной связи этого гена с интеллектом.

"Мы первыми сообщили о функции CCR5 в человеческом мозге и первые установили его связь с более высоким уровнем образования", - подчеркивает Кармайкл. Он называет это открытие "заманчивым" и настаивает на дальнейшем изучении вопроса.

"Скорее всего да, редактирование генома повлияло на мозг детей, - комментирует Силва работу Цзянькуя. - Эти мутации, вероятно, будут влиять на когнитивные способности близнецов. Но точное влияние невозможно предсказать, и именно поэтому этого не стоило делать".

Он также отмечает, что Цзянькуй не обращался к его группе за консультацией. Однако на Втором международном саммите по генетическому редактированию человека в Гонконге, где Цзянькуй сообщил о еще одном, еще нерожденном, ГМ-ребенке, Цзянькуй признал, что в курсе работ Силвы.

Когда Силва услышал о рождении детей с "выключенным" CCR5, первое, о чем он подумал, - это об экспериментах с интеллектом.

"Я внезапно осознал: о черт, они отнеслись к этой ерунде всерьез, - вспоминает он. - Моей реакцией было внутреннее отвращение и грусть".

Силва также обращает внимание на разницу между помощью больным людям и попытками улучшить интеллект у здоровых. Он призывает оставить ДНК здоровых людей в покое - пока что не накоплено достаточного количества знаний, которые позволили бы улучшить интеллект с помощью генетического вмешательства. Тем не менее ученый не отрицает такую возможность, как и то, что вмешательство в работу CCR5 может привести к непредвиденным последствиям.

В конце ноября 2018 года Хэ Цзянькуй шокировал мировую общественность заявлением о рождении младенцев, ДНК которых была модифицирована так, что их организм сможет противостоять заражению ВИЧ, и подвергся серьезной критике как со стороны коллег-ученых, так и со стороны властей.

Около месяца назад власти Китая официально заявили о существовании близняшек Лулу и Наны с отключенным геном CCR5.