21 сентября 2018 20:23

В кишечнике человека обнаружили необычный микроорганизм

© Shutterstock © Shutterstock

Шведские и американские ученые независимо друг от друга обнаружили, что одна из бактерий, обитающая в микрофлоре пищеварительного тракта человека, крупного рогатого скота, собак и других животных, способна производить электричество. Об этом сообщает Naked Science.

Речь идет о микроорганизме под названием энтерококк фекальный (Enterococcus faecalis). Это грамположительная бактерия. В то же время она является возбудителем менингита и различных инфекций, в том числе мочевыводящих путей и органов малого таза.

Enterococcus faecalis производит электричество путем внеклеточного переноса электронов - способ, при котором энтерококк передает электроны во внешнюю среду. Ученые показали процесс в эксперименте, поместив клетки бактерии на электрод. Те передавали электроны при посредничестве молекул хинона.

Между тем исследователи из Калифорнийского университета в Беркли нашли сразу несколько подобных бактерий в кишечнике, где Enterococcus faecalis - лишь одна из них. К числу других относятся: листерии (Listeria monocytogenes) и лактобактерии (Lactobacilli), вовлеченные в процесс ферментации йогуртов.

Профессор Дэн Портной (Dan Portnoy), участвовавший в исследовании, объяснил, к чему могут привести эти открытия.

"Тот факт, что многие бактерии - будь то патогены, пробиотики или те, что вовлечены в наш микробиом, - производят электричество, а мы этого не замечали - невероятен. В итоге полученная информация поможет нам понять, как эти бактерии заражают нас или, наоборот, помогают поддерживать здоровое состояние", - заявил ученый.

Исследователи также отметили, что открытие поможет в производстве новых антибиотиков, направленных против кишечных инфекций, и поспособствует поиску способов борьбы с раком толстой кишки.