10 ноября 2017 23:17

В космосе найден объект, поведение которого противоречит всем известным теориям

© Nature © Nature

Международная группа астрономов открыла сверхновую звезду, поведение которой противоречит известным сейчас теориям и моделям. Звезда, которая находится от Земли на расстоянии полутора миллиардов световых лет, поставила ученых в тупик, сообщают Вести.Ru.

Объект исследователи обнаружили в 2014 году. Вспыхнувшая сверхновая iPTF14hls выглядела совершенно не примечательной, но через несколько месяцев ученые из обсерватории Las Cumbres заметили, что яркость ее после некоторого спада снова растет. Это оказалось крайне необычным.

Вспышка сохраняла блеск как минимум 600 дней, в то время как обычно светимость уже через 100 дней ощутимо ослабевает. Кроме того, за этот период случилось пять повторных всплесков излучения, чего тоже быть не должно. Наконец, все это время выброшенная взрывом оболочка имела почти постоянную скорость расширения, а ведь последней за те же 100 дней было положено уменьшиться в три раза. К тому же и выделившаяся энергия больше, чем у всех известных сверхновых подобного типа. Объяснений случившемуся у астрономов нет.

Художественное изображение взрыва сверхновой. © Shutterstock

Согласно общепринятым представлениям, жизнь больших звезд заканчивается впечатляющим катаклизмом - вспышкой сверхновой типа II. Классические модели показывают, что такой коллапс в жизни светила происходит только один раз. В одну плазму нельзя войти дважды: оболочка уже разлетелась, а ядро схлопнулось. Звезды больше нет. Но эти представления, похоже, придется пересматривать.

Однако сверхновая iPTF14hls вместо того, чтобы вспыхнуть невероятно ярко и в течение примерно полугода погаснуть, видимо, взрывается снова и снова - ученые с удивлением заметили череду из пяти необычайно интенсивных вспышек, достигавших нескольких миллиардов светимостей Солнца.

iPTF14hls становилась то ярче, то тусклее пять раз за два года. Обычная сверхновая (показана синим) так себя не ведет. © Nature

У сверхновых такая энергия выделяется только в момент самой вспышки, а никак не на стадии послесвечения, да и то считается пределом для этого типа сверхновых. Ну а полная энергия, выделившаяся только за 450 дней наблюдений, намного больше, чем у любой известной сверхновой типа II.

Добавляет загадок и спектр вспышки. По нему можно определить, с какой скоростью разлетается вещество. Так вот, у вспышек класса IIp скорость, измеренная по линиям водорода и железа, в первые 100 дней уменьшается в три раза. А у iPTF14hls скорость по линиям поглощения водорода за 600 дней снизилась всего на 25 процентов, с восьми до шести тысяч километров в секунду. Линии железа вообще не показывают снижения скорости: все те же 4 000 км/с.

Заинтересовавшись необычной сверхновой, авторы провели спектральные наблюдения ее галактики, а также изучили архивные снимки, обнаружив, что впервые вспышку можно заметить на данных еще за 1954 год. Звезда каким-то образом пережила тот взрыв, чтобы снова вспыхнуть более полувека спустя.

Архивные снимки обсерватории Palomar указывают на возможный взрыв iPTF14hls в 1954 году. На снимке 1993 года сверхновой уже не видно. © Nature

Авторы исследования, опубликованного в журнале Nature, заключают, что удовлетворительного объяснения случившемуся просто нет. Модели взрыва сверхновых типа II и, в частности, IIp придется пересматривать.

"Эта сверхновая нарушает все, что, как мы думали, мы знаем о том, как они устроены. Это величайшая загадка, с которой я столкнулся за почти десять лет изучения взрывающихся звезд", - приводит слова астронома Иаира Аркави Naked-Science.

Некоторые теории предсказывают, что подобные колоссальные звезды существовали лишь в молодой Вселенной, и то, что одну из них удалось увидеть сегодня, ученые сравнивают с обнаружением живого динозавра.