12 сентября 2021 07:25

Находка в Якутии может перевернуть представления об истории человечества

Древнейшие орудия труда, найденные в местности Диринг-Юрях в Якутии. © РИА Новости Древнейшие орудия труда, найденные в местности Диринг-Юрях в Якутии. © РИА Новости

Российские ученые приблизились к разгадке тайн самой северной стоянки древнего человека - Диринг-Юрях в центральной Якутии. Изучение этого уникального археологического объекта, возможно, заставит нас по-новому взглянуть на историю человечества, передает Tengrinews.kz со ссылкой на телеканал "Россия 24"

Стоянка Диринг-Юрях расположена на правом берегу реки Лены в 200 километрах выше Якутска. Она была случайно открыта в 1982 году при изучении древнейшей табагинской речной террасы. Геологи наткнулись на неолитические могильники, обложенные галькой.

Советский археолог Юрий Мочанов во время раскопок обнаружил обломки с явными следами человеческой деятельности. Облик этих артефактов соответствовал технике раннего палеолита. Ученый датировал памятник 2-3 миллионами лет, что уже вызывало протест у археологов и геологов. А позже выдвинул сенсационную гипотезу о внетропической прародине человека. Однако специалисты тогда очень скептически отнеслись к этой гипотезе.

В 90-е интерес к памятнику проявили американские исследователи. Тогда же были предприняты первые попытки датировать Диринг-Юрях. Майкл Уотерс получил даты около 300-350 тысяч лет. Однако это была предельная датировка для использованного им метода термолюминесцентного анализа. То есть вопрос возраста оставался открытым. В 2019 году следующую попытку датирования сделали российские специалисты.

"Мы полтора года назад получили новые результаты. Выяснилось, что слой, в котором находятся артефакты, по современным оценкам явно древнее, чем 350-400 тысяч лет", - заявил старший научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Реджеп Курбанов.

К исследованию Диринг-Юряха вернулись в 2021 году. Теперь ученые для определения возраста собираются использовать самый современный метод датирования - космогенный. Измерения такого рода проводят всего 15 лабораторий в мире. Одна из них расположена в Орхусском университете в Дании. Именно туда скоро отправят образцы из Диринг-Юряха.

При космогенном методе датировки исследователи подсчитывают в пробе количество изотопов бериллия 10, период полураспада которого позволяет датировать слои возрастом до 50 миллионов лет. В качестве материала для космогенного метода используются каменные орудия. Ученые обещали озвучить возраст Диринг-Юряха уже через год.