Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана UIB & Tengri Open Мultispace Экономика сабақтары

Названы причины самой смертоносной эпидемии в истории

17 октября 2016, 21:44
Фото © АР

Французские биологи из Нантского университета выяснили, почему пандемия испанского гриппа привела к многочисленным жертвам. Свои выводы ученые представили в препринте, опубликованном в репозитории arXiv.org.

Оказалось, что причиной является мутация, которая изменяет одну единственную аминокислоту в гемагглютинине (НА) - белке, обеспечивающем способность вируса связываться с клетками. Исследователи проанализировали аминокислотные последовательности HA, которые были выделены из вируса, находящегося в образцах легочных тканей человека, умершего в 1918 году. Эти последовательности сравнивались с другими, содержащимися в базе данных Национального центра биотехнологической информации (NCBI).

Было проведено парное выравнивание, при котором каждой аминокислоте в гемагглютинине "испанки" приводилась в соответствие аминокислота в том же положении из другого белка. Для этой цели ученые воспользовались программой BLAST, которая находит сходства и различия в последовательностях родственных белков и нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).

Установлено, что гемагглютинин 1918 года отличается от других белков 25 аминокислотами. При этом одна из них - глицин в 188-м положении - находится в ключевом участке молекулы, обеспечивающем присоединение к поверхности заражаемой клетки. Такая особенность редко встречается в молекулах HA других вирусов, поэтому, по мнению ученых, именно она является причиной смертоносности "испанки". Исследователи надеются, что мониторинг мутаций в гемагглютининах различных штаммов гриппа позволит выявить новые смертоносные разновидности вирусов.

"Испанка" - это массовая эпидемия гриппа, которая произошла в 1918-1919 годах. По оценкам ученых, вирусом были заражены 550 миллионов человек, а погибли 50-100 миллионов.