Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана UIB & Tengri Open Мultispace Экономика сабақтары

Обнаружен самый прочный биологический материал в мире

19 февраля 2015, 07:44
Зубы моллюска Patella vulgata под микроскопом. © National Pictures

Исследователи из Университета Портсмута сделали открытие, которое может совершить революцию в промышленном строительстве. По словам ученых, они обнаружили самый прочный биологический материал в мире, пишет Daily Mail со ссылкой на журнал Royal Society.

Если раньше прочнейшим из естественных материалов считалась паутина, то теперь ученые поставили на первое место зубы крошечного моллюска "морское блюдечко" - Patella vulgata. Предел прочности на разрыв обыкновенной нити паутины достигает 1,3 ГПа - как у качественной стали. Зубы моллюска выдерживает от 4 до 6,5 ГПа. Таким образом, зубы крошечного морского существа оказались намного прочнее даже такого материала, как кевлар.

Улитки Patella vulgata проводят свою жизнь, неспешно ползая по морскому дну и соскабливая с камней весь органический осадок и пленку микроорганизмов, отмечает Naked Science. Тому, кто питается, почти что грызя камень, сверхпрочные зубы просто необходимы: обычные сточились бы моментально.

Прочнейший в мире природный материал зубов позволяет морским улиткам буквально вгрызаться в камень. © Wikimedia

Как выяснили ученые, зубы "морского блюдечка" представляют собой естественный композитный материал. В нем тончайшие нити железосодержащего минерала гетита погружены в прочный и упругий белковый матрикс.