08 ноября 2016 08:47

За одну пачку сигарет курильщики "приобретают" 150 мутаций в клетках легких

Ажар Аширова корреспондент

Фото с сайта nnm.me Фото с сайта nnm.me

В среднем одна мутация ДНК появляется в клетках легких после каждых 50 выкуренных сигарет, сообщает Sanger Institute со ссылкой на научный журнал Science.

Люди, которые выкуривают по 20 сигарет в день, за год "приобретают" примерно 150 мутаций в клетках легких, 97 - в клетках гортани, 39 - в клетках глотки, 18 - в клетках мочевого пузыря и шесть мутаций формируются в клетках печени.

Иллюстрация Sanger Institute/ перевод "Вести.Наука"

По данным "Вести. Наука", предыдущие эпидемиологические исследования связывали курение табака, по крайней мере, с 17 классами рака. Однако впервые ученые смогли определить молекулярный "ущерб", наносимый ДНК человека.

Специалист в этой области Людмил Александров и его коллеги из Национальной лаборатории Лос-Аламоса в Нью-Мексико, США, сравнили ДНК в опухолях 2 500 курильщиков и 1 000 людей, не имеющих этой вредной привычки. Сравнение позволило исследователям определить, какие именно мутации были связаны с курением.

Отмечается, что теоретически каждая мутация ДНК потенциально может вызвать каскад генетических повреждений, которые, в свою очередь, могут привести к тому, что клетки перерождаются в злокачественную опухоль. Тем не менее научный мир до сих пор не знает, с какой вероятностью одна мутация ДНК, связанная с курением, может привести к раку, или какие типы мутаций наиболее вероятно станут злокачественными. "Наше исследование стремится это выяснить", - говорит Александров.

Некоторые курильщики никогда не заболевают раком, несмотря на тысячи приобретенных мутаций. Специалист считает, что это чистым образом везение. "Курение подобно игре в русскую рулетку: чем больше человек в нее играет, чем выше шанс того, что у него будет поврежден определенный ген и затем последует развитие рака. Однако всегда будут те люди, которые будут много курить, но вместе с тем мутации не приведут у них к развитию болезни", - объясняет ученый.

Другой автор исследования профессор Майк Стрэттон  из Института Сенгера пояснил, что "чем больше мутаций, тем выше шанс, что они произойдут в ключевых генах, которые мы называем раковыми, что превращает обычную клетку в раковую". Профессор считает, что вредная привычка, вероятнее всего, ускоряет естественный мутационный процесс, но каким образом это происходит, "остается загадкой".

Исследователи надеются, что их выводы сдержат людей от привычки к курению и окончательно развенчают миф о том, что курение может быть безвредным. Так, каждая новая выкуренная сигарета потенциально может привести к генетическим мутациям. Как подчеркивает издание со ссылкой на исследование, доказано, что люди, бросившие курить, имеют меньший риск умереть преждевременно, чем те, кто продолжает быть верным вредной привычке.

Ранее исследование британских ученых, изучавших здоровье 35 тысяч мужчин на протяжении полувека, обнаружило, что курение в среднем снижает продолжительность жизни на десять лет. Между тем исследование показало, что если люди бросали курить, например, в возрасте 30 лет, то их риск преждевременной смерти стремился к нулю.