26 августа 2017 00:37

Ученые разгадали тайну 3700-летней вавилонской таблички

© UNSW/Andrew Kelly © UNSW/Andrew Kelly

Исследователи из Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее раскрыли предназначение знаменитой вавилонской глиняной таблички Plimpton 322. Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале Historia Mathematica, сообщает Lenta.ru.

Математики установили, что Plimpton 322 является старейшей табличкой, содержащей список пифагоровых чисел (решений одноименной теоремы), и предназначена для расчета строительных конструкций, в частности дворцов, храмов и каналов, а не обучения элементарной математике детей, как считалось ранее.

Ученые доказали, что изначально табличка содержала шесть столбцов, а не пять, как в настоящее время (левый край пластины сломан). По мнению авторов исследования, табличка позволяла быстро и с высокой точностью рассчитывать пифагоровы числа.

Раритет хранится в библиотеке Колумбийского университета в Нью-Йорке. Возраст таблички оценивается в 3,7 тысячи лет, она более чем на тысячу лет старше трудов Гиппарха, считающегося величайшим астрономом античности и одним из основателей тригонометрии. Его тригонометрическая таблица долгое время считалась старейшей в мире. Новое открытие "состарило" эту область науки более чем на полторы тысячи лет. © UNSW/Andrew Kelly

Plimpton 322 обнаружил в начале XX века археолог, дипломат и торговец антиквариатом Эдгар Бэнкс, прототип Индианы Джонса. Находка датируется 1822-1762 годами до нашей эры, пишут Вести.Ru.

На найденной Бэнксом табличке записаны 15 строк чисел, образующих пифагоровы тройки. Это тройки целых чисел, которые удовлетворяют уравнению x2 + y2 = z2 и поэтому, согласно теореме Пифагора, описывают длины сторон прямоугольного треугольника.

Историки долго ломали головы, для чего могла понадобиться такая таблица. Преобладало мнение, что с ее помощью учитель проверял умение учеников решать арифметические примеры. Гораздо более интересную версию предложили австралийские математики Даниэль Мэнсфилд (Daniel Mansfield) и Норман Вильдбергер (Norman Wildberger).

Даниэль Мэнсфилд держит в руках табличку Plimpton 322. © UNSW/Andrew Kelly

Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему счисления (у них число 60 было основанием системы счисления, как у нас - число 10). Именно они оставили в наследство деление часа на 60 минут и круга на 360 градусов.