11 сентября 2015 06:44

Ученые "воскресят" 30000-летний гигантский вирус

Mollivirus Sibericum. © Getty Images Mollivirus Sibericum. © Getty Images

Французские ученые собираются разбудить гигантский древний вирус, обнаруженный недавно в районе Колымы в отложениях возрастом 30 тысяч лет, сообщает The Independent

По словам исследователей, они хотят узнать, представляет ли микроорганизм опасность для людей и животных. Mollivirus Sibericum - четвертый по счету доисторический вирус-гигант, найденный с 2003 года.

Mollivirus Sibericum можно легко разглядеть в школьный микроскоп. © CNRS

В 2003 году был обнаружен Minivirus, в 2013 году -  Pandoravirus, состав генов которого лишь на шесть процентов идентичен земным, в 2014 году - Pithovirus Sibericum (также найден в сибирской вечной мерзлоте и назван самым большим вирусом из когда-либо найденных на Земле).

Помимо громадных размеров, обнаруженные вирусы удивили ученых тем, что содержат невероятное количество генетического материала. Так, вирус гриппа А имеет только восемь генов, тогда как Mollivirus Sibericum - около 500 генов, а Pandoravirus - 2500 генов.

Район обнаружения Mollivirus Sibericum и Pithovirus Sibericum.

В прошлом году команда французских и российских ученых уже "воскрешала" Pithovirus Sibericum в чашке Петри, но лишь на короткое время. Теперь ученые проведут аналогичный, но более основательный эксперимент с новым гигантским вирусом.

Как отмечают эксперты, обнаружению гигантских, неизвестных науке вирусов способствуют изменение климата на планете вкупе с активной добычей нефти и других природных ресурсов. При этом ученые не исключают, что таяние вечной мерзлоты способно пробудить к жизни патогены, которые могут угрожать человечеству.

"Расположенные на Севере минеральные и энергетические ресурсы становятся все более доступными из-за глобального потепления. Не исключено, что эксплуатация приполярных районов может способствовать тому, что законсервированные в древней мерзлоте жизнеспособные микроорганизмы, о которых мы не знаем, могут попасть в современную экосистему. Среди этих микроорганизмов могут оказаться и неизвестные науке формы болезнетворных вирусов, которые создадут угрозу здоровью человека или животных", - ранее заявлял доктор Жан-Мишель Клаверье из Марсельского института микробиологии.