18 мая 2019 19:17

Ученые выяснили, как вычислить фальшивые картины ван Гога и Кандинского

Американские физики и искусствоведы создали методику, позволяющую фактически мгновенно вычислять подделки картин Василия Кандинского, Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и других известных экспрессионистов начала XX века, облучая их лазером, передает Tengrinews.kz со ссылкой на РИА Новости.

Описание методики было опубликовано в журнале Science Advances.

"Рынок шедевров искусства сейчас находится в тяжелом состоянии. Недавний скандал, связанный с галереей Кнедлера, продавшей коллекционерам сразу несколько подделанных работ экспрессионистов за десятки миллионов долларов, сделал и музеи, и ценителей искусства крайне осторожными. Наша методика позволит им легко оценивать возраст и происхождение уже известных и новых работ этих художников", - заявила Корина Рогге (Corina Rogge) из Музея изобразительного искусства в Хьюстоне (США).

Большие проблемы, как отмечает Рогге, возникают у ученых с картинами, написанными в начале прошлого столетия. Экспрессионисты, импрессионисты и другие художники того времени использовали почти современные краски, чей химический состав и структура очень близки к тому, что используют живописцы сегодня. Это открывает большой простор для авторов фальшивок, так как отличить их работу от оригиналов на химическом или изотопном уровне достаточно сложно.

Ученые открыли достаточно простой и безопасный для картин способ обнаружения подделок, изучая химические свойства белых красок на базе двуокиси титана. Эти пигменты, как отмечают ученые, появились в начале XX века и достаточно быстро стали популярными. Методика их изготовления заметно поменялась за последние сто лет, однако у физиков и химиков не было надежных индикаторов того, как именно она была произведена.

Изначально белая краска изготовлялась в ходе сложной химической реакции, во время которой промышленники или сами художники смешивали ильменит, соединение титана, железа и кислорода, с сульфатами кальция и бария. Эта смесь постепенно осаждалась на дне сосуда, формируя чистую двуокись титана. Позже пигмент начали изготовлять "напрямую", минуя фазу совместного осаждения.

Американские искусствоведы выяснили, что отличает "древнюю" и современную белую краску, "обстреливая" картины разных эпох при помощи лазера и наблюдая за тем, как меняется спектр его луча при отражении от полотна.

Все старые картины, как заметили ученые, порождали необычные пики в этой цветовой "радуге", аналогов которых физики раньше не видели. Изучив литературу, ученые пришли к выводу, что они были порождены атомами неодима, церия, лантана и других редкоземельных элементов, "затесавшихся" в белые пигменты начала XX века благодаря тому, что они присутствовали в тех месторождениях ильменита, где был добыт этот минерал производителем красок.

Более того, доли этих элементов, как обнаружили ученые, достаточно точно отражали то, когда именно была изготовлена краска и где она была добыта, опираясь на некоторые другие особенности их состава. Это позволяет не только отличать фальшивки от оригиналов, но и дополнить биографию и раскрыть тайны работы многих экспрессионистов, раскрывая источники их красок.

Еще быстрее, чем на сайте! Читайте наши новости в Telegram. Подписывайтесь на @tengrinews.