19 сентября 2017 14:20

Ученые предупредили о слиянии двух черных дыр в одной из галактик

Фото ©REUTERS Фото ©REUTERS

Астрономы обнаружили в галактике NGC 7674 пару сверхмассивных черных дыр, удаленных друг от друга всего на один световой год и готовых слиться в еще более крупный объект, сообщает РИА Новости со ссылкой на исследование в журнале Nature Astronomy.

"Эта пара черных дыр находится на расстоянии в примерно 400 миллионов световых лет от Земли, примерно в два раза ближе, чем черные дыры в галактике 4C +37.11 или в галактике OJ 287. Это, тем не менее, не сделает ее более удобной для наблюдений за гравитационными волнами, так как, в силу комбинаций факторов, их не увидят ни "пульсарные" детекторы вроде LIGO, ни даже eLISA", - пишет Прити Харб из университета Пуна (Индия) и ее коллеги.

По ее словам, исследования в очередной раз показали, что подобные события происходят во Вселенной достаточно часто. Тем не менее на сегодняшний день ученым известны всего две галактики, где черные дыры находятся очень близко друг к другу.

Небольшое число подобных объектов и большое расстояние до них мешают ученым изучать свойства подобных черных дыр, в том числе и то, какую роль их слияния могут играть в формировании галактик и в "удушении" процессов звездообразования в них.

Общая масса этих черных дыр, по оценкам ученых, составляет около 36 миллионов масс Солнца, и они совершают один оборот вокруг общего центра массы примерно за 100 тысяч лет. Столь небольшая длительность "года" на этих черных дырах удивила команду ученых, так как она означает, что эти объекты находятся очень близко друг к другу - их отделяет всего 420 световых дней, или 1,1 светового года.

Столь тесное соседство черных дыр и сам факт их вращения вокруг друг друга говорят о том, что они вырабатывают достаточно сильные гравитационные волны уже сейчас.

Как отмечают ученые, открытие первых реальных следов двух черных дыр в центре спиральной галактики говорит о том, что их столкновения и слияния с другими крупными "семьями звезд" не всегда приводят к рождению эллиптических галактик, процессы звездообразования в которых быстро гаснут из-за разогрева газа выбросами этих черных дыр. По всей видимости, существуют разные механизмы слияния галактик и черных дыр, которые ученые пока не открыли.