ПОДЕЛИТЬСЯ
01 сентября 2022 | 06:08
Как вдохновить детей на учебу? Отвечают министр, общественник и учитель
Начинается новый учебный год. Как привить детям любовь к знаниям в эпоху гаджетов и новых технологий? Каким должно быть современное образование? И какими должны быть современные учителя? Об этом мы поговорили с министром просвещения Асхатом Аймагамбетовым, председателем правления корпоративного фонда Caravan of Knowledge Зариной Биюмбаевой и учителем химии из Алматы Уланом Усеновым.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Начинается новый учебный год. Как привить детям любовь к знаниям в эпоху гаджетов и новых технологий? Каким должно быть современное образование? И какими должны быть современные учителя? Об этом мы поговорили с министром просвещения Асхатом Аймагамбетовым, председателем правления корпоративного фонда Caravan of Knowledge Зариной Биюмбаевой и учителем химии из Алматы Уланом Усеновым.
STEAM-образование - системный подход к обучению, которому все чаще прочат славу "образования будущего". Изначально аббревиатура складывалась из четырех букв: STEM – science (наука), technique (техника), engineering (инженерия) and math (математика), впоследствии к ней прибавилась и А – art (искусство).
По словам Асхата Аймагамбетова, в настоящее время STEАM-образование развивается как направление, базовой идеей которого является интеграция естественных наук, технологии, моделирования, искусства, математики и применение междисциплинарного и прикладного подходов. При этом основной задачей системы образования является формирование у обучающихся компетенций, основанных на междисциплинарном, творческом, проектном подходах к обучению.
"В регионах мы открыли 39 специализированных IT-школ с контингентом свыше 54 тысяч обучающихся. Спецификой данных школ является специализация в области IT–технологий, углубленное изучение робототехники и программирования, 3D-моделирования и другое. Разработана программа элективного курса "Робототехника". Открыто более 3 тысяч кабинетов робототехники. Ежегодно проводится международный фестиваль роботехники RoboLend", - отмечает министр.
Среди обучающихся школ проводятся конкурсы научных проектов и олимпиады, в том числе международного уровня. Приобщение школьников к техническому творчеству осуществляется и в кружках технического творчества детей.
Аймагамбетов подчеркнул, что в учебные программы школьных предметов включены STEАM-элементы, направленные на развитие новых технологий, математического моделирования, внедрен междисциплинарный и проектный подход к обучению. Также увеличено количество сквозных тем между предметами естественно-математического направления.
"STEАM-образование готовит детей к технологическому миру. Специалистам будущего требуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук. Детям нравится самостоятельно экспериментировать, придумывать проекты. Поэтому развитие STEАM-навыков начинается с первого года обучения. В рамках обновления содержания образования продолжается реализация раннего обучения основам естественных наук и информационной грамотности", - поясняет министр.
По мнению спикера, есть несколько сдерживающих факторов в масштабном внедрении STEAM в организациях образования в настоящее время.
"Первое, инфраструктура. Классы, материально-техническое обеспечение – все должно соответствовать новым технологиям STEAM. Школам все еще не хватает таких ресурсов, как лабораторное оборудование и расходные материалы, высокоскоростной интернет, оргтехника.
Второе, педагоги. Реализовывать STEAM способны в основном учителя, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку и готовые работать в единой системе естественнонаучных учебных дисциплин и технологий. Здесь нужен целостный подход, необходимость ориентироваться в связанных предметах", - считает он.
Аймагамбетов отметил, что также существует сложность психологической адаптации, недостаток уверенности и неготовность педагогов к новой роли.
"В этой связи министерством ведется работа по развитию и повышению уровня мотивации педагогов с необходимыми профессиональными навыками в области STEAM. Разработаны программы по повышению квалификации педагогов предметов естественно-математического направления в области STEAM", - добавил он.
В будущем, считает министр, самыми востребованными станут профессии, связанные с высокими технологиями: IT-специалисты, инженеры big data, программисты.
"Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEАM", - подытожил Асхат Аймагамбетов.
Руководитель фонда Caravan of Knowledge ("Караван знаний") Зарина Биюмбаева поделилась своим мнением, как STEAM-образование поможет развитию Казахстана.
"У нынешних детей немного другое мышление, сформированное новой средой, их способ познания мира трансформирован ранним взаимодействием с гаджетами и технологиями, и вгонять их в рамки традиционной программы уже недальновидно. Передавая ученику вход в науку как вход в систему правил, закономерностей и возможностей, которые проецируются через реальные примеры в быту и окружающей среде, мы убираем ложный барьер, что наука – это сложно. Раскрывая для них грани одного целого, мы получаем больший потенциал к изобретательству и инновационному мышлению. И, взрослея, приобретая практический опыт, такие ученики смогут применить приобретенные STEAM-навыки и знания уже в новом, более оптимальном и эффективном русле", - считает спикер.
По словам Зарины, перспективы и динамика развития STEAM в Казахстане привлекательны для всех заинтересованных сторон.
"Методика STEAM обозначена в документах уровня центральных государственных органов. Министерство просвещения сделало большой шаг в этом вопросе, и теперь настал момент, когда нужно межведомственное взаимодействие. То есть STEAM-образование настраивается: есть уже определенное сообщество педагогов, которые практикуют STEAM, есть целая культура международных школьных соревнований, есть системные гранты от бизнеса", - считает она.
В части перспектив STEAM в педагогическом сообществе Зарина Биюмбаева отмечает высокую оценку, которую дали международные эксперты казахстанским педагогам.
"У казахстанских педагогов отменный потенциал в адаптации лучших мировых практик в нашу общеобразовательную программу, они сильны в междисциплинарной комбинации инструментов и практик. Открытыми остаются инструменты материальной и нематериальной мотивации педагогов в вопросах развития STEAM, пока мы работаем с энтузиастами, их много, но этого недостаточно для системного подхода"
“Бизнес тоже играет важную роль в перспективах развития STEAM-образования. Задачи дорожной карты финансирует социально ответственный бизнес, помогает держать динамику, привлекать лучших экспертов, выделяет множество грантов для педагогов и учеников, предоставляя ресурсы на системные инициативы", - подчеркивает она.
Делясь результатами проектов в области STEAM-образования, которые фонд реализует совместно с компанией "Шеврон", Зарина подчеркивает, что компания не только поддерживает инициативы, но и чутко помогает держать качество на высоком уровне.
"Без давления, без вмешательства через ежемесячные совещания по динамике проекта компания дает моральную и профессиональную поддержку. Это помогает нам держать такой бешеный темп", - отмечает она.
Учитель химии из Алматы Улан Усенов стал популярным благодаря своим роликам в ТiкТоk. Свои первые видео он начал выкладывать в период локдауна в 2020 году, изначально они были основаны на известном аниме "Наруто", однако более поздние он создавал, переделывая тексты известных песен и таким образом объясняя химические процессы и явления.
"Из-за того, что в большинстве случаев я выбираю популярные песни, люди пересматривают и запоминают слова и тем самым химию", - рассказал Улан Усенов.
Он не скрывает, что такой подход повысил интерес у его учеников к этому предмету. У школьников возросла мотивация к изучению химии, и дети стали задавать больше вопросов. При этом учитель подчеркивает, что на уроках с учениками он достаточно серьезен. А ролики в ТiкТоk идут ученикам в помощь для понимания темы и для выполнения домашнего задания.
"На уроке у нас чаще всего групповая работа. Мы всегда учим детей в группе работать, ни одна работа не выполняется индивидуально. И мы делаем упор не только на академические знания, но и на навыки, которые пригодятся в жизни. Используем и игровые методы. Например, вместо скучных тестов у нас есть такие варианты, как Kahoot, Gimkit, Plickers, Quizlet. Это ресурсы для проверки усваиваемости материала. Туда вбиваешь вопросы-ответы и даешь детям. И они в соревновательной форме пытаются показать, что они умеют и что запомнили", - делится учитель химии.
"Самое главное - в классе создать атмосферу, в которой ученик не побоится задать интересующий вопрос. Для этого и нужны эти шуточки. Можно сказать, что я разделяю их приколы и я разделяю их любовь к аниме. Главное, чтобы дети не чувствовали большой разницы между вами и не боялись задавать вопросы", - подчеркивает Улан Усенов.
Преподаватель химии, вошедший в "100 новых лиц Казахстана", напомнил учителям о важности постоянной трансформации.
"Учитель обязан улучшаться, потому что с каждым годом приходит поколение моложе. Темы не меняются, а дети меняются. Если учитель с 15-летним стажем, допустим, 12 лет назад объяснял тему одним способом, то нынешним детям нужно объяснять по-другому, потому что некоторые способы уже неактуальны. Для учителя, как и для многих профессий, если ты перестанешь развиваться, ты умрешь как специалист", - отметил Усенов.
Он добавил, что пандемия показала, что нужно учиться применять другие приемы и находить новые параллели. Когда дети перешли на онлайн-формат обучения, объяснять темы им стало еще сложнее, потому что возникли проблемы с вниманием, усидчивостью и самоконтролем.
"Многие темы можно преподнести интереснее. Ту же самую таблицу Менделеева во всех школах объясняют примерно одинаково: вот это блоки, группы, периоды и так далее. Но, например, мы с супругой (она тоже учитель химии) сделали настольную игру из таблицы Менделеева. Поиграв в эту игру, ребенок поймет, как работает таблица, практически без слов учителя", - рассказал химик.
Он считает, что экосистема STEAM имеет множество колоссальных связей и показывает ученику целостность мира.
"Потому что в реальной жизни нет такой проблемы, которая оставалась бы только в рамках одного предмета. Все задачи из реального мира находятся на стыке трех-четырех областей. И STEAM на примере разбора кейсов помогает детям осознавать, что тот мир, в котором мы живем, он целый и потому сложный. Но любая большая задача кажется сложной лишь до той поры, пока ее не начинаешь разделять на кусочки. Методика STEAM помогает понять, с какой стороны подойти к вопросу и на сколько частей его можно разделить, тогда любая задача становится простой и понятной"
"В моем понимании учителя будущего - это наставники, люди, которые безгранично обожают свою область работы и неописуемо любят детей. А ученики будущего - это дети, которые понимают, как работать с информацией, понимают, для чего она им и как ее можно найти", - резюмировал Улан Усенов.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также