18 октября 2016 11:58

Японские ученые вырастили живых мышей из бесформенной клеточной массы

Владимир Прокопенко Корреспондент

©REUTERS ©REUTERS

Японские ученые из Университета Кюсю в Фукуоке добились формирования яйцеклеток (ооцитов) мышей из культуры стволовых клеток. Из полученных оплодотворенных ооцитов развились полноценные животные. Биологи представили результаты исследования в статье, опубликованной в научном журнале, сообщает Lenta.ru.

Ооцит относится к клеткам, которые обладают тотипотентностью - способностью делиться и превращаться в клетки всех других видов. Они развиваются из женских первичных половых клеток - гоноцитов, которые претерпевают ряд изменений. Цель ученых заключалась в том, чтобы воспроизвести процесс формирования яйцеклетки. Для этого они использовали стволовые клетки с плюрипотентностью, то есть способностью превращаться во все клетки, кроме тех, что принадлежат плаценте и желточному мешку.

Культура была образована эмбриональными стволовыми и индуцированными, полученными из обычных тканей, плюрипотентными стволовыми клетками. Образовавшиеся ооциты подвергались экстракорпоральному оплодотворению. Эмбрионы затем переносились в тело суррогатных самок, где развивались в здоровых детенышей.

Учеными было показано, что полученные в лабораторных условиях мыши обладали фертильностью и могли рожать здоровых грызунов. Кроме того, эмбриональные стволовые клетки могли быть повторно получены из яйцеклеток, полученных в культуре и оплодотворенных в пробирке.