Известный политолог и эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов высказал своё мнение о ключевых событиях съезда в Душанбе, передаёт Tengrinews.kz.
На заседании Совета глав государств СНГ в столице Таджикистана Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что наша страна является последовательным сторонником активизации международных контактов Содружества Независимых Государств. По его словам, перед участниками объединения стоит одна цель – превратить содружество в пространство созидания и прогресса, новых идей и возможностей.
По мнению Аркадия Дубнова, Душанбе в конце уходящей недели, благодаря состоявшемуся там саммиту, стал на три дня столицей СНГ.
"Так и хочется перефразировать известную шутку, заметив: надо же, саммит есть, а СНГ – нет. Впрочем, эта не слишком добрая формулировка кажется уместной довольно давно, уж сколько десятков таких саммитов позади, а помнятся только единицы, ставшие знаковыми событиями для постсоветского пространства", – резюмировал эксперт.
Таким, к примеру, по словам Аркадия Дубнова, был саммит, состоявшийся ровно 28 лет назад, 7 октября 1997 года в Кишиневе.
"Не забыть потрясение, испытанное мною и ещё двумя сотнями коллег из разных стран, когда после двухчасового ожидания к нам вышли не все президенты, а только один Борис Ельцин в сопровождении исполнительного секретаря СНГ. Виной тому обстоятельный "разбор полётов", который был устроен российскому президенту его партнёрами. Москву со всех сторон засыпали упрёками и претензиями за то, что она игнорирует соседей, а то и угрожает им военными ударами за непослушание. В последнем случае тогда речь шла о Грузии, президентом которой был Эдуард Шеварнадзе…"
"СНГ "работает нерационально и неэффективно" и отвечать за это должен был глава Совета глав государств, президент России", - писала пресса того времени. Ельцин был немногословен на той пресс-конференции. "Такого заседания ещё не было", – подвёл итог российский президент. "Но обижаться не на кого, кроме как на себя", - вспоминает Аркадий Дубнов.
Как добавляет политолог, Путин совсем не Ельцин, хоть и получил власть в России из его рук. И в Душанбе, где главным событием стала его встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, на которой российский президент почти что извинялся перед ним за драму 25 декабря 2024 года, всё-таки стилистики, подобной ельцинской, Путин избегал, подчеркнул эксперт по Центральной Азии.
"Он не смог выговорить слова: "Азербайджанский пассажирский самолёт непреднамеренно был сбит ракетой, выпущенной российской ПВО, защищавшей небо над Грозным". Путин сказал иначе: "Ракеты "не поразили самолет AZAL напрямую, а взорвались в нескольких метрах, и он был задет, скорее всего, обломками, а не поражающими боевыми элементами". Ну что ж, всё-таки примирение состоялось. Можно толковать о различных версиях причин, почему для этого пришлось ждать почти 10 месяцев и допустить всплеск антиазербайджанских и антироссийских фобий в обеих странах".
Это важно и интересно, но в контексте краткого анализа встречи в Душанбе, считает Аркадий Дубнов, необходимо отметить следующее.
"Неуступчивость Баку в стремлении отстоять не только честное объяснение обстоятельства катастрофы самолёта AZAL и потребовать извинений от Москвы, но последовательно демонстрировать достоинство страны, которое в данной ситуации было персонифицировано в личности президента Азербайджана, на мой взгляд, дорогого стоит… Эта трагическая история может выглядеть показательным прецедентом для всего Содружества и его лидеров. В отношениях со "старшим братом", а точнее – "сестрой", новые независимые государства, родившиеся после распада Союза, могут рассчитывать в этом мире на обретение реальной государственной субъектности, только если научатся отделять свои национальные интересы от навязываемых им извне…"
Подобным же образом, по словам политолога, следует рассматривать и определённое умиротворение в отношениях Москвы и Душанбе, которые резко обострились в результате другой трагедии - взрыва в московском ТЦ "Крокус" в марте прошлого года.
Исполнителями теракта, жертвой которого стали 145 человек, по версии следствия, стали четверо выходцев из Таджикистана. Это стало причиной резкого роста антитаджикской истерии в российских медиа и соцсетях. Ответная реакция президента Таджикистана Эмомали Рахмона на эту истерию тоже была взрывной, он был резок в своих выражениях обиды и потрясения от "погромных" настроений, угрожавших таджикам в России. Он предостерёг соотечественников от поездок туда.
"Договорённости об упорядочении трудовой миграции граждан Таджикистана в Россию, достигнутые в Душанбе в результате встречи Путина и Рахмона, тоже можно занести в актив демонстрации государственного достоинства страны, не желающей выглядеть российским вассалом", – уверен Аркадий Дубнов.
Фото пресс-службы Акорды
"Ещё одна тема, ставшая заметной по итогам Душанбе, – идея учредить формат "СНГ+", на мой взгляд, кажется несколько надуманной и политизированной. До тех пор, пока идут военные действия в Украине, само по себе содружество, во главе которого стоит страна, инициировавшая эти действия, вряд ли может рассчитывать оказаться притягательным ядром присоединения других государств, пусть даже в ассоциированном виде. Но можно взглянуть на это и под другим углом. Если учесть, что в Душанбе на саммит СНГ переместились 5 лидеров государств - членов Организации тюркских государств, саммит которого состоялся за пару дней до душанбинской встречи в азербайджанской Габале, – Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана – то почему бы не считать, что это СНГ присоединяется к ОТГ… Но ведь действительно, пятёрка тюркских государств без Турции одновременно входит в состав СНГ, где, помимо них, только ещё три страны - Армения, Россия и Беларусь. И скажите после этого, кто к кому плюсуется?"
Как отмечает Аркадий Дубнов, с другой стороны, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уверен, что потенциал СНГ далеко не исчерпан, и предлагает решительные меры, чтобы вдохнуть новую энергию в содружество, осовременить состояние экономики, внедряя во все её сферы цифровую повестку.
"Казахстан, по давней традиции, является последовательным сторонником дальнейшей интеграции объединённого общим историческим прошлым пространства. Искусственный интеллект, становящийся в Казахстане насущной потребностью и даже частью повседневной жизни, может оказаться своеобразной палочкой-выручалочкой для всего СНГ, позволяющей войти в современный мир и стать там своим, если ею научатся пользоваться во всех уголках Содружества. Идею Токаева превратить Казахстан в некий интеллектуальный центр новых IT-инноваций, если не будет "замылена" бюрократией, трудно переоценить…"
Есть ещё другие заметные события, делающие Душанбе и СНГ заметными тегами в мировом информационном пространстве, подчеркнул политолог.
"Имею в виду риторику Путина в связи с неприсуждением Трампу Нобелевской премии мира. Президент страны, которая ведёт масштабные военные действия, выразился, как мне кажется, предельно выразительно и едва ли не самокритично, заметив, что "не его дело обсуждать присуждение премии мира". Он поддержал бы присуждение Нобеля американскому президенту, на что тот отреагировал практически мгновенно, поблагодарив коллегу, которого он ещё накануне подверг резкой критике за нежелание миром решать конфликт с Украиной".
"В Кремле сегодня стремятся делать всё, чтобы опровергнуть мировой скепсис относительно осмысленности итогов встречи Путина и Трампа на Аляске, поэтому "сластят" любую дипломатическую пилюлю, отправляемую в Вашингтон. Дональд Трамп её исправно глотает, но дело своё продолжает делать. Теперь, когда Нобеля ему не дали, мы будем считать, что его миротворческие усилия делаются им совершенно искренне и не имеют под собой никакой корысти", – подытожил Аркадий Дубнов.
Напомним, Касым-Жомарт Токаев по приглашению президента Таджикистана Эмомали Рахмона 9-10 октября посетил с визитом Душанбе для участия в саммите "Центральная Азия – Россия" и заседании Совета глав государств СНГ.