02 сентября 2020 09:40

Архивы Алма-Аты. Как выглядели и какими стали легендарные школы

Начальная школа XX века. Фото: Музей Алматы

На сегодняшний день в Алматы насчитывается больше двухсот школ, хотя еще в XIX веке их было всего двадцать. Часть из них до сих пор сохранилась и принимает год за годом своих учеников. Эти старенькие, порой неприметные двух- и трехэтажные здания с колоннами особенно близки жителям былой Алма-Аты. На смену им в советское время пришли другие, более просторные и вместительные помещения, которые, впрочем, тоже обладают своим шармом.

ПОДЕЛИТЬСЯ

На сегодняшний день в Алматы насчитывается больше двухсот школ, хотя еще в XIX веке их было всего двадцать. Часть из них до сих пор сохранилась и принимает год за годом своих учеников. Эти старенькие, порой неприметные двух- и трехэтажные здания с колоннами особенно близки жителям былой Алма-Аты. На смену им в советское время пришли другие, более просторные и вместительные помещения, которые, впрочем, тоже обладают своим шармом.

В начале нового учебного года Tengrinews.kz вместе с историками вспоминает, какими были первые учебные заведения города, показывает, как они менялись, и рассказывает, что стало с ними сейчас.

Реклама
Реклама

Школы

Журналист и краевед Андрей Свиридов говорит, что в городе Верном в XIX веке было четыре значимых учебных заведения: мужская и женская гимназии, а также мужское и женское городские училища. А начальное образование в те времена получали в церковно-приходских школах и в медресе при мечетях.

"Две гимназии занимали один гимназический квартал в центре города. Причем улица так и называлась - Гимназическая (нынешнее название Толе би - прим. автора). Она была второй по важности в городе.

Есть единственная книга писателя Дмитрия Снегина, где упоминалась это заведение - роман об Оразе Жандосове. В нем рассказывается о школьных годах писателя. Сейчас это КазНПУ имени Абая. В другом бывшем здании гимназии сейчас расположен Казахско-французский университет.

Было еще одно здание мужской гимназии, но его снесли где-то в 70-е годы. Также сохранился пансион гимназии, это нынешнее здание библиотеки имени Бегалина. Раньше там было общежитие для учеников из других уездов Семиреченской области", - рассказал Андрей Свиридов.

Краевед также выделил легендарные школы Алматы предвоенной постройки. По словам специалиста, все они имели колонны и классический декор тех времен.


Школа № 36. Главный фасад. Ныне Лингвистическая гимназия № 36 по улице Масанчи

"В 1937-1939 годах были построены сразу 10 школ. Многие даже думают, что они дореволюционной постройки. Половина из них двухэтажные, другие трехэтажные. Это школы под номерами 33, 35, 12. Одно время в городе было две 12-е школы - общеобразовательная и казахская, они стояли друг напротив друга на Калинина (ныне Кабанбай батыра - примечание автора)", - рассказал краевед.


Школа № 12

"Школы под номерами 28 и 56 – это главные правительственные школы для детей творческой интеллигенции школы с улицы Тулебаева. Их окончили многие знаменитые выпускники.

Также школы №№ 39, 15, 54, 41, 52, 36 - находятся в центре города. И на окраине были построены 55-я и 22-я школы. Обе открылись в 1939 году. На пересечении Гоголя и Сейфуллина трехэтажная школа № 15 тоже 1939 года", - добавил он.


Детский хор Казахской средней школы № 12. Алма-Ата, 1945 год

В начале XX века начали строить и школы повышенного типа для взрослых. Одно из таких строений до сих пор сохранилось в Алматы, отмечает Свиридин.

"В довоенные годы там учились люди разных возрастов. Здание находится на Гоголя, сейчас там  дом детского творчества. К нему сделали пристройку. Интересно, что директором школы в 1936-м был автор романа "Факультет ненужных вещей" Юрий Домбровский. Его первый арест в 1939 году был связан с этой школой. А после освобождения он устроился в Центральный музей, и по нему он написал роман", - рассказал историк.


Школа повышенного типа для взрослых

С 60-х годов сменился стандарт архитектуры школ. Краевед рассказал, что в этот период стали строить двухэтажные железобетонные здания.

"Такие школы можно встретить в микрорайонах, которые занимают огромную территорию. Есть еще 94-я школа, тоже выглядит как старинная, но она 1956 года. Это последний случай, когда строили под старину. В середине 1970-х годов старые трех- и двухэтажные школы стали считать тесными, и к ним добавили пятиэтажные пристройки.

А в начале 80-х в одном квартале сносили полностью весь частный сектор и строили школы-"мегаполисы", два здания "спинами" друг к другу. Яркий пример - 134-я и 135-я школы на Жарокова", - поведал специалист.


Здание средней школы № 28. Алма-Ата, 1947 год

Система образования

А вот историк Ануар Жуманов рассказал, как менялась система образования страны. По его словам, до Великой Отечественной войны по всему Советскому Союзу не хватало зданий для учебных заведений. Читать и писать детям приходилось буквально на улице. Безграмотность начали ликвидировать массово с 1917 года, когда к власти пришли большевики.

"Система образования в Российской империи была организована таким образом, что претендовать на него могли либо привилегированные слои общества, то есть дворяне, байская верхушка, либо чрезвычайно одаренные "простые" люди.

В 1935 году больше 90 процентов всех детей обучались в школах, в то время как за пять лет до этого аналогичный показатель едва превышал 40 процентов. Тем не менее, как видно на фото ниже с мальчиками у юрты, материально-техническая база оставалась на низком уровне как при царе, так и в первые десятилетия советской власти. Учителей, школьных помещений и учебников катастрофически не хватало. Преподавали в итоге чуть ли не на улице", - рассказал Жуманов.


Начальная школа. XX век.

По словам историка, все попытки народных просветителей и советской власти повысить уровень образования почти ничем не кончались: в СССР к началу ВОВ оно по-прежнему оставалось в плачевном состоянии. По некоторым данным, в 1939 году каждый пятый житель страны старше 10 лет не умел читать и писать.

"Большевики решали эту проблему путем создания специальных наркоматов (министерств) и ведомств. При наркомате народного просвещения КазАССР был создан академический центр, который возглавлял Байтурсынов. Сотрудники центра разрабатывали методические пособия, программы для проведения занятий. Помимо чисто теоретических изысканий, Наркомпрос принимал и практические меры для ликвидации неграмотности", - добавил Ануар Жуманов.


Казахская средняя школа № 18 для мальчиков. Алма-Ата, 1949 год.


Средняя школа № 30. Алма-Ата, 1950 год.

В послевоенные годы число школ стало расти быстрее. А советское образование стало одним из самых лучших по всему миру, считает Жуманов.

"В 1960-е в общеобразовательных школах стали вводить новые учебные пла­ны и программы. Их основной акцент был направлен на развитие науки, техники и культуры. Именно в эти времена были введены летняя трудовая практика, начальная военная подготовка, а также основы Советского государства и права", - рассказал историк.

6-й "В" класс средней школы № 15. Алма-Ата, 1951 год.

Обучение всегда вели только до 10-го класса, и только к концу 1980-годов ввели 11-летнее образование.

"Интересно, что День знаний начали праздновать только в 1984 году. Это праздник ввели Указом Президиума Верховного Совета СССР. Но обучение в школах всегда начиналось в сентябре", - рассказал эксперт.


Первоклассники средней школы № 95. Алма-Ата, 1958 год.


Школьники Алматы. 2000 год.

Материал подготовлен при поддержке Музея Алматы

Смотрите самые интересные видео в TikTok Tengrinews.kz! Подпишитесь прямо сейчас

Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram