ПОДЕЛИТЬСЯ
28 июля 2020 | 18:18
Как Президентский молодежный кадровый резерв раскрывает потенциал казахстанцев
Участники программы Президентского молодежного кадрового резерва получают должности в ключевых для страны учреждениях по всему Казахстану. В январе 2020 года Зульфия Сулейменова стала заместителем директора департамента климатической политики и зеленых технологий Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. Зульфия - выпускница Евразийского национального университета имени Льва Гумилева, магистр гуманитарных наук, она также получает степень Phd в Национальном институте политических исследований в Японии. Ранее специалист была консультантом по экологическим вопросам департамента окружающей среды и развития экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана в столице Таиланда Бангкоке. Мы поговорили с Зульфией Сулейменовой о новой государственной политике, различии культур и бережном отношении к природе.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Участники программы Президентского молодежного кадрового резерва получают должности в ключевых для страны учреждениях по всему Казахстану. В январе 2020 года Зульфия Сулейменова стала заместителем директора департамента климатической политики и зеленых технологий Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. Зульфия - выпускница Евразийского национального университета имени Льва Гумилева, магистр гуманитарных наук, она также получает степень Phd в Национальном институте политических исследований в Японии. Ранее специалист была консультантом по экологическим вопросам департамента окружающей среды и развития экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана в столице Таиланда Бангкоке. Мы поговорили с Зульфией Сулейменовой о новой государственной политике, различии культур и бережном отношении к природе.
- Как после учебы в Японии и работы в Таиланде вы оказались в департаменте климатической политики и зеленых технологий МЭГПР РК?
- Возвращение в Казахстан я планировала какое-то время, однако не была уверена, как лучше это сделать. Программа Президентского молодежного кадрового резерва стала для меня той самой возможностью вернуться. На самом деле люди зачастую ищут счастья где-то далеко, но оно может быть у нас под носом. Для меня важно и принципиально не столько само место работы, сколько то, чем я занимаюсь и зачем. Я получила большой опыт, живя и работая последние несколько лет в других странах, но пришла пора применять его у себя дома. Надеюсь, что мои знания будут полезны тут. У меня есть блокнот, в который я каждую неделю записываю, что сделала в течение недели и было ли это значимо, это помогает оставаться сфокусированной.
- Как работает система Президентского молодежного кадрового резерва – в чем ее основная ценность и как это поможет Казахстану будущего?
- Как уже говорилось, основная цель ПМКР не заключается в том, чтобы участники резерва получали какие-то назначения, а в том, чтобы каждый участник имел возможность показать свой потенциал, раскрыться. С этой стороны ПМКР скорее площадка для обмена мнениями и так называемого peer-to-peer learning.
С другой стороны, Глава государства неоднократно говорил о необходимости трансформации государственной службы. Я думаю, в этом смысле идея создания ПМКР как раз и заключается в том, чтобы привлекать в систему государственной службы больше трансформационных лидеров вместо транзакционных лидеров. Необходима постепенная системная трансформация государственной службы, для которой нужны лидеры с новым мышлением. Безусловно, это значит, что на участников резерва возлагаются высокие ожидания. Каждый из нас осознает объем ответственности и также возлагает большие ожидания на себя. Мы ведь все хотим видеть более эффективный государственный аппарат, слышащее и слушающее государство и повышение качества жизни населения? Это и должно стать результатом.
- Чем занимается и какие цели себе ставит департамент климатической политики и зеленых технологий?
- ДКПЗТ занимается вопросами формирования национальной политики в области изменения климата и защиты озонового слоя Земли, а также продвижением зеленых технологий. В качестве заместителя директора департамента я непосредственно отвечаю за реализацию основных функций департамента, а также курирую реализацию ряда проектов. В работе для себя ставлю очень амбициозную цель – усилить климатическую политику страны. Вопрос очень злободневный, и нам необходимо вести более активную политику в этой области.
- Чем отношение к экологии в Казахстане отличается от отношения в Японии?
В культурном плане и в Казахстане, и в Японии можно отметить сильные связи с окружающей средой. Однако в Казахстане эта связь потерялась, в то время как в Японии люди чтут эти культурные традиции. Например, есть философия "моттаинай", предусматривающая стиль жизни, направленный на бережное отношение к окружающей среде и творениям людей, а также осуждение неэкономного использования ресурсов. Поэтому японцу никогда не придет в голову намусорить или вывезти что-то с природного объекта (как случилось у нас с солью озера Кобейтуз). За это человека ждет сильное общественное порицание. У них вообще очень развито чувство "это наше - значит нужно сберечь". У нас же отношение такое, как будто это все временное и нам не принадлежит. Но страна-то наша.
Вместе с тем я бы не идеализировала другие страны. Япония является одним из мировых лидеров по экспорту мусора в другие страны, потому что генерирует больше, чем может переработать. Это все следствие чрезмерного использования пластика. В Таиланде с использованием одноразового пластика аналогичная проблема.
Думаю, что нам нужно подходить к решению проблем экологии очень системно. Кстати, инициатива Главы государства о введении нового предмета в школе – очень важное и правильное решение в этом направлении. Нам нужно менять свое отношение к окружающей нас среде и учиться заново жить в балансе с ней, как это делали наши предки.
- Какими проектами вы заняты в данный момент? Что считаете своим главным успехом?
Сейчас мы разрабатываем концепцию по низкоуглеродному развитию Казахстана, есть также ряд других проектов. Лично мне ближе аналитика – в частности, налаживание качественной аналитики по вопросам климата особенно актуально. В области изменения климата сегодня происходит много процессов, это один из ключевых вопросов на глобальной повестке. Например, прошлогодний Всемирный экономический форум неформально называли климатическим, поскольку была сильна климатическая повестка; Европейский союз параллельно рассматривает внедрение пограничного корректирующего налога на выбросы парниковых газов, что может поставить в затруднительное положение наш экспорт в среднесрочной перспективе, если мы не подготовимся. С этой точки зрения мы понимаем, что нам необходимо отслеживать основные глобальные тренды, разрабатывать инновационные подходы в ответ на эти тренды, изучать опыт и внедрять климатические соображения в экономические и социальные системы. В конце концов климат – это больше, чем экология.
На персональном же уровне я уверена, что один в поле не воин. В системе госслужбы работает много талантливых профессионалов. На своем уровне я ставлю задачей изменение того, как работает наш департамент. Сотрудники не должны чувствовать себя просто исполнителями: они должны чувствовать себя сопричастными с большой миссией, возложенной на нас, создавать изменения и продвигать инновационные подходы. Для системных трансформаций нам нужно больше агентов изменений, и если я могу вдохновить коллег стать этими агентами, а также поделиться своим опытом и знаниями, то это главное.
Хочется, чтобы мы постепенно отходили от краткосрочного мышления действий-однодневок. Важно сфокусироваться на создании долгосрочного видения для реализации системных трансформаций и его поэтапной реализации. Так что мне сложно поставить какую-то точку в том, что я делаю. Это пока работа в процессе.
- Вопросы международного сотрудничества – одно из главных направлений департамента. Расскажите о том, как это работает.
Это один из ключевых векторов нашей работы: мы отвечаем за реализацию нескольких международных соглашений и конвенций. Это Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Киотский протокол, Парижское соглашение по климату, Венская конвенция по охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Нами готовятся и направляются отчеты по исполнению данных инструментов в международные секретариаты.
Говоря отдельно о климате, как известно, в 2015 году было подписано Парижское соглашение по климату, а Казахстан ратифицировал этот документ 4 ноября 2016 года. Однако так называемый "Парижский пакет", то есть согласованные правила и механизмы реализации Парижского соглашения, все еще остается до конца несогласованным. В частности, одним из злободневных вопросов остается согласование статьи № 6, которая предусматривает создание карбоновых рынков для фасилитации международной торговли углеродными единицами, а также нерыночные механизмы, такие как углеродные налоги. Другими важными вопросами на повестке климатических переговоров остаются рамка прозрачности, долгосрочное финансирование, согласование общих метрик и другое. Основные переговоры проходят на площадке ежегодной Конференции сторон в конце года, которую в этом году перенесли ровно на год в связи с пандемией. Эту работу осуществляет наш департамент.
Мы также координируем работу по взаимодействию и выстраиванию сотрудничества с Зеленым климатическим фондом и другими фондами, ведем проекты в сотрудничестве с международными организациями.
- Как повлияла карантинная ситуация на работу департамента в целом и вашу в частности? С какими сложностями вы столкнулись за последние месяцы?
В целом мы работаем по плану в рамках своих проектов, но пандемия сказалась на двух моментах. Во-первых, мы в процессе разработки концепции низкоуглеродного развития, которая основывается на широком участии заинтересованных сторон на всех этапах подготовки этого документа. На сегодняшний день многие консультации мы перевели в онлайн-формат. Во-вторых, ежегодная Конференция сторон и промежуточные переговоры по климату были перенесены, так что мы рассматриваем это время в качестве возможности лучше подготовиться к следующей Конференции сторон.
С другой стороны, я надеюсь, что пандемия коронавируса приведет к возросшему интересу и пониманию необходимости интеграции экологических и климатических вопросов в процессы экономического развития и социальной модернизации. В конце концов изменение климата схоже с пандемией в том, что оба явления представляют собой серьезный вызов.
- Какие у вас прогнозы относительно положения зеленого производства, экологии и изменения климата в нашей стране?
Все зависит от политик и их осуществления, от социальной и экологической ответственности бизнеса и отношения людей. Как известно, на данный момент в Мажилисе Парламента РК находится проект нового Экологического кодекса, который и должен стать необходимым драйвером для обновленных подходов к решению экологических проблем. Я думаю, что принятие нового кодекса позволит "озеленить" нашу экономику. Кодекс предусматривает внедрение наилучших доступных технологий на предприятиях, что позволит снизить объемы их выбросов, предусмотрены меры по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу, в том числе в рамках существующей системы торговли выбросами, включена отдельная часть по адаптации к изменению климата. Последняя предусматривает проведение оценки уязвимости секторов и регионов страны к изменению климата (например, опустынивание, засушливость, риски стихийных бедствий и так далее) и выработку соответствующих мер для сокращения экономического ущерба.
С другой стороны, нам нужно менять свое мышление. Философия "сначала рост/развитие, а экология потом" вводит нас в заблуждение. На самом деле экономический рост возможен без экологической деградации. Нам нужно стремиться к разделению экономического развития и экологической деградации. Поэтому я вижу, что у нас много работы как Министерства экологии, так и как одной страны и одного народа, поэтому я надеюсь на активную позицию каждого.
- Большое дело начинается с мелочей. Какие привычки стоит завести каждому казахстанцу для того, чтобы вносить свой вклад в область охраны климата и озонового слоя Земли?
Действительно, вопросы экологии и климата зачастую могут показаться обширными для простого обывателя. Но каждый из нас может стать климатическим супергероем. У ООН есть даже руководство для ленивых людей по спасению мира.
Что касается советов: в первую очередь, сортируйте мусор и очищайте пластиковые контейнеры от остатков еды: контейнеры, загрязненные едой, не подлежат переработке и направляются на полигоны. Это легко и не отнимает много времени. Откажитесь от одноразового пластика, покупайте продукты местного производства, это более экологично. Пользуйтесь общественным транспортом чаще вместо личного авто. А еще попробуйте не есть мясо хотя бы раз в неделю: это хорошо как для экологии и климата, так и для здоровья. На животноводство сегодня приходится 15 процентов глобальных выбросов парниковых газов.
У вас есть TikTok? У нас есть! Подпишитесь прямо сейчас, интересные видео по ссылке.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также