"Берингия", гонки на собачьих упряжках - алматинка рассказала о своей мечте

29 июня, 02:33
0

О том, как голубая мечта, вначале казавшаяся чистой авантюрой, стала счастливой реальностью, и о том, как нужно идти к своей мечте, рассказала алматинка Алина Царева сообщает корреспондент Tengrinews.kz.

Это путешествие было настоящей авантюрой с начала до конца, и почти никто не верил, что хрупкая гламурная  девушка из южной столицы сможет пройти самую протяженную и самую суровую в мире гонку на собачьих упряжках - "Берингию". Но она прошла волонтером более двух тысяч километров по Камчатке и Чукотке, вернулась в родной Алматы и сразу же начала мечтать о том, как бы снова уехать туда, где искрится чистый снег, высятся вулканы и вдоль кромки океана бежит неутомимая быстроногая упряжка.

"Мне так много рассказывали, как будет трудно на "Берингии", какие сложности приходится переносить волонтерам, что обязательно настанет минута, когда я не выдержу и захочу сняться с гонки и уехать домой. Но она так и не настала. Более того, я с начала и до конца пребывала в такой эйфории, в таком удовольствии и адреналине, что ни разу не захотела отдохнуть, хотя там мы спали всего по 3-4 часа в сутки", - рассказывает Алина Царева.

И даже по телефону ясно, что она счастливо улыбается, вспоминая свою "Берингию". Точно также улыбалась она и в марте в самом разгаре гонки, в те редкие минуты, когда с ней можно было связаться по мобильному. Зато отчетливо было слышно, что она сильно кашляет, но о том, что простудилась, - тогда ни слова.

"Да, я там простудила легкие на одной из стоянок в Каменском, когда четыре дня мела пурга, температура у меня была 38, и врач всерьез собиралась меня отправить домой. И как только она мне это говорила, я утром просыпалась свежая, как огурец, кашель и температура чудом проходили и чувствовался невероятный подъем жизненных сил! - смеется  отчаянная алматинка. - А вообще я сильная, собачники ведь все сильные. Я привыкла и тяжести поднимать, и ходить далеко и долго. Да, на "Берингии" пришлось и ящики таскать, и собак поднимать, и лопатой махать. Но это же все в кайф, это было два месяца настоящего счастья и чистого адреналина. Приехав домой, я поняла, что опять хочу туда, там мое место".

А началось все с того, что несколько лет назад кинолог, любитель ездового спорта с собаками и дрессировщица Алина Царева поучаствовала в интернет-конкурсе, объявленном оргкомитетом "Берингии". "Моя стихия - Берингия" - писала 30-летняя девушка на своей страничке, но тогда к этому мало кто из коллег отнесся всерьез. Можно же везде и всюду написать, что даже IDITAROD - твоя стихия, но от этого слаще во рту не станет… Вот и эта мечта о "Берингии" ее  коллегам казалась такой же несбыточной, как поучаствовать в гонке IDITAROD.

Потом во "ВКонтакте" общительная Алина познакомилась и подружилась с  потомственным камчатским каюром, эвеном Виталием Тишкиным, и он пригласил ее на "Берингию". Но чтобы стать участником гонки, нужно иметь конкурентоспособную упряжку и немалые деньги для подготовки к местным условиям и перелета всей команды на Камчатку. Кроме того, сегодня ездовой спорт в Казахстане хоть и имеет немалое количество любителей этого вида спорта, но спортсменов, способных конкурировать с российскими каюрами, тем более в таких сложных условиях, у нас пока нет. Самый ценный опыт для начинающего спортсмена - это попасть на престижную гонку волонтером.

В волонтерский корпус "Берингии" был огромный конкурс - около 500 человек на три выделенные вакансии для новичков. Алина подала заявку и выиграла. Кроме нее, отобрали еще двух девушек из Хабаровска и Санкт-Петербурга. До Алины на подобную крупнейшую гонку мира никто из казахстанцев еще не ездил.

Для сравнения: ежегодная гонка на собачьих упряжках IDITAROD считается самой сложной и престижной гонкой мира, проходит она с 1973 года на Аляске на дистанции 1 868 километров. IDITAROD проводится в память об эстафете каюров и их отважных собак, которые в 1925 году сквозь пургу и мороз везли партию противодифтерийной сыворотки из города Анкоридж в город Ном, который был под угрозой полной гибели населения. С тех пор гонка носит название Великая Гонка милосердия и спонсируется крупнейшими промышленными компаниями США.

Традиционная камчатская гонка "Берингия" впервые стартовала в 1990 году, имея своей целью возрождение и сохранение традиционного национального уклада народов Севера, поддержку и развитие ездового собаководства. Гонка широко освещается СМИ и имеет большое значение в культурной жизни северян. Участвуют в ней в основном, гонщики-любители, длится она почти два месяца и идет по территории Камчатки и Чукотки на дистанции более двух тысяч километров. Участвовать в гонке могут как коренные каюры, так и спортсмены из любых стран мира.

В этом году "Берингия" стартовала 11 марта в селе Мильково Камчатского края, а финишировала 19 апреля в селе Марково Чукотского автономного округа. В общей сложности участники гонки преодолели дистанцию в 2 101 километр. Это этапная гонка, то есть каюры обязаны останавливаться и отдыхать на определенных этапах в поселках. Население поселков встречает их как национальных героев, и это дает большой толчок развитию ездового спорта.

"Мы хотим, чтобы наша "Берингия" была так же популярна и престижна, как IDITAROD, - говорит камчатский каюр Виталий Тишкин. - Хотя, конечно, сравнивать их сложно. Разница в том, что на IDITAROD гонщики все время идут по плотной, подготовленной трассе. Ее готовит целая команда, укатывает за неделю. А "Берингия" движется по экстремальной трассе, ну, снегоход за два часа перед упряжкой пройдет. И снега у нас бывает столько, что лыжная палка проваливается вглубь, не чувствуя дна, тут нужны специально подготовленные собаки, чтобы тянуть нарту по "пухляку"  Не зря "Берингию" выиграл гонщик Левковский на упряжке местных собак. Хотя на твердой трассе вперед регулярно вырывался москвич Демченко, на скоростных собаках европейских линий. Пурга у нас бывает такая, что несколько дней вообще ничего не видно. Поэтому пройти за восемь дней ее просто невозможно, каюры движутся в зависимости от погоды. Конечно, спортсмены IDITAROD - великие гонщики и великие стратеги, мы у них учимся и мечтаем попасть туда вначале волонтерами. Поэтому я очень горжусь Алиной Царевой, ее выдержкой, добротой, хладнокровием и силой, не каждый  сможет пройти волонтерский путь в условиях "Берингии". И вообще я рад, что у меня есть такой друг, как она, она умница".


Победитель гонки Валентин Левковский с Алиной

"Конечно, был шок, когда я узнала, что меня выбрали, и увидела свое имя в волонтерском корпусе на сайте "Берингии"! Потом начались заботы по поиску денег, так как фирма, которая обещала спонсировать мою поездку, неожиданно отказалась от обещаний. А сумма была нужна немалая - почти полмиллиона тенге только на билеты до Камчатки, нужна была особая экипировка. В общей сложности ушло около двух миллионов тенге. Куда мы ни обращались - спонсоров не нашлось. Тогда на помощь пришли друзья - собаководы и коллеги по ЕС со всего Казахстана, они собрали недостающую сумму. На обратную дорогу деньги заработал муж, он, кстати, очень хорошо относится к моему увлечению и во всем поддерживает. Вся моя семья - мама, папа и муж - с замиранием сердца следила за моим путешествием по сообщениям на информсайте "Берингии", особенно когда не было связи. Перелет через Новосибирск 5 марта, потом в Петропавловск-Камчатский прошел быстро, и впервые я поняла, что вот она - моя мечта, рядом, лишь тогда, когда увидела в иллюминаторе верхушки вулканов! Прямо из аэропорта меня повезли на тренировку гонки-пролога в 58 километров, в которой я участвовала как каюр, на упряжке из 6 собак Виталия Тишкина. Погоняли мы хорошо по сложному ландшафту из крутых склонов. Я упала пару раз, но на гонке-прологе в Мильково я заняла девятое место из 16 профессиональных гонщиков!" - гордится Алина.


Министр спорта Камчатки с Алиной

Задача волонтеров длинной гонки проста и сложна одновременно. Они вместе с командой снегоходчиков, ветеринаров и членов оргкомитета гонки целиком отвечают за жизнеобеспечение гонщиков, двигаясь впереди них в таких же сложных условиях, а также следят за соблюдением правил. Алина говорит, что специально не готовилась к гонке, но много читала о том, как вести себя в условиях пурги, как правильно подбирать экипировку. А вот с экипировкой было не очень, подошел под якутскую погоду лишь алматинский комбинезон. Хваленые казахстанскими продавцами самые теплые спортивные сапоги сразу промерзли, и организаторы выдали девушке специальную северную обувь. А также местные варежки почти до плеч, чтобы не отвалились от холода руки, когда мчишься на снегоходе. Пригодились также балаклава, маска от ветра и снежные очки, иначе холодовой ожог алматинке был бы обеспечен.

Алина предусмотрительно нашила на рукав комбинезона шеврон с эмблемой КСФЕС - Казахстанской спортивной федерации ездового собаководства, спортсменом которой она является. С этой эмблемой, а также с флагом Казахстанской федерации она неоднократно попадала в объективы камер международных и российских СМИ, освещавших гонку. Еще с собой девушка взяла знаменитый "рахатовский" шоколад, которым угощала друзей и членов команды волонтеров.

В свою очередь, местные очень старались сделать приятное отважной волонтерше из экзотического Казахстана. Чукотский каюр Тимофей Гыныуетегин подарил ей живые цветы, а однажды из радиорубки сельского клуба населенного пункта Таловка, что на севере Камчатки,  раздалась знакомая до боли песня на казахском языке "Кыздарай, кыздарай…". "У меня чуть телефон из рук не выпал от неожиданности!" - смеется Алина. - "Настолько неожиданно и приятно было там  слышать родную песню. Это местные жители для нашей  встречи делали подборку разных песен, для меня вот такую нашли! Вообще атмосфера на гонке была очень дружеская и теплая. Я бегала за всеми с блокнотом и записывала важную информацию, так как у нас мало кто знает, как кормить спортивных собак, как ухаживать за лапами, как лечить спортивные травмы, как делать массаж. Со спортсменами, кстати, не всегда пообщаться можно, они очень сосредоточены на гонке, на уходе за собаками, потому приходилось выбирать время, чтобы поговорить и чему- то научиться у них".

Пока Алина "гонковала", как выражаются северяне, в Казахстане ее соратники создали группу в WhatsApp и делились впечатлениями о "Берингии", рассматривали видео и фото, живо болея за свою землячку. Алина регулярно выходила на связь и радовала друзей новостями. И лишь сегодня  девушка рассказывает о самом сложном. От некоторых ее рассказов становится прохладно и летом.

"Реально страшно мне было лишь один раз, когда я вечером должна была ехать с 13 незнакомыми мужиками-вездеходчиками на три дня, увозить собак", - вспоминает Алина. - "Чужие мужики, их и организаторы не знали.  Потом, правда, мы все перезнакомились, пока ехали, и я поняла, что их бояться не стоит. Они были все очень классные и заботливые, все спрашивали, не голодная ли я, не холодно ли мне. Они нас сопровождали до самой Чукотки. Получилось так, что с гонки сняли 21 собаку: кто-то устал, кто-то лапки стер, кто-то приболел.  Мы отклонились от курса, потому что не могли проехать по реке на тяжелых снегоходах, был риск провалиться. Собак погрузили в контейнеры и поставили на вездеход. Было всего три вездехода, огромных, 14-тонных, с палатками, продуктами, снаряжением, мы на них ехали и везли собак. Собак надо было кормить, за ними надо ухаживать и еще мы должны были приехать первыми, чтобы поставить лагерь для гонщиков. Я была одна и 13 чужих мужиков. Это были местные жители. Шли по пурге, ничего не видно. У 14-тонного  вездехода расстегнулась гусеница, и надо было его выкапывать, чтобы опять "обуть". Ну и я наравне с мужиками копала снег, чтобы согреться. Хотя могла не копать, конечно".

"Ну, и еще раз было страшновато. Мы шли с Озерной на Уку, это Камчатка.  Вдруг небо стало белым, горизонт слился с землей и шихму (снегоходный путь) стало  вообще не видно, ветер  дул все сильнее. Мы тогда искали три упряжки, которые потерялись в пурге. Но вышло так, что мы со снегоходчиком сами потерялись, отстали от основных. Снег залепил маску на лице, она покрылась коркой льда, ресницы слиплись, а по лбу текла вода. Ветер дул все сильнее, снегоход постоянно закапывался, приходилось его выкапывать. Одна часть группы собралась по рации в низине, а мы со снегоходчиком оказались на холме, где больше всего дуло. Рация у нас села, мы не видели их фары, они не видели нас. У снегоходчика началась паника, а я старалась как-то держаться, успокоить его. Он местный, и знал, что бывает, когда отстаешь в пургу. А я все говорила себе: "не стоит бояться, не стоит". Но когда он запаниковал, начал суетиться и кричать, стал зачем-то дергать снегоход, мне тоже стало страшно. Но я все же пыталась его успокоить. Потом нас нашли. Поехали дальше со всеми. Едем на снегоходе, фарами светим, вдруг видим, что из-под снега высовывается собака. Оказалось, это потерявшиеся три каюра перевернули нарты, достали спальники, накрыли нарту, зажгли таблетку сухого спирта в горелке и сидят, греются, пургу пережидают. А их собаки свернулись калачиком, хвосты под голову подложили, их снегом заносит, они нос высовывают, дышат, и так отдыхают в норке. Кстати, меня тоже так выживать  учили, если вдруг в пургу попадешь - выкопать в снегу ямку, утрамбовать снег вокруг себя, повертевшись, как собака, и греться собственным теплом. Тогда не пропадешь. Когда мы их нашли, то поставили три снегохода в ряд, выкопали в снегу яму четыре на два метра, глубиной два метра. Получилась такая снежная комнатка.  Натянули на снегоходы тенты, выкопали вход и выход, достали карематы и шкуры, зажгли три горелки и сидя спали, пережидая пургу. Ведь неизвестно, когда пурга кончится, она может и три и четыре дня мести. Но пурга мела всего ночь, утром мы поехали".

Сегодня Алина работает в дрессировочном центре Алматы и мечтает, что осенью опять поедет на Камчатку. "Я там оставила свои вещи и подарки, сувениры и оленью шкуру, которые были перегрузом, увезти тогда было невозможно. Хочу привезти невероятно вкусную рыбу. Вообще там очень вкусная еда, мне понравилась оленина, пенженские вездеходчики угощали лосятиной, пробовала кожу гренландского кита, которую все там едят, обмакивая в чесночный соус. Слегка металлический вкус у кожи, необычный, но пожевать ее прикольно", - вспоминает она.

И еще девушка говорит, что главное, чему она научилась на Камчатке - это стойкости и мужеству, поняла, что надо быть уравновешенной и спокойной в любой ситуации. "На гонке тяжело вдобавок эмоционально, и если стрессовать, то работы в команде не получится. А команда в таких условиях - самое главное. А из практических навыков, нет тому числа, чему я там научилась! Приходилось и погрызанную собаками упряжь чинить подручными средствами, и собак лечить. Там я поняла, что моя стихия - "Берингия", этот суровый и прекрасный край, теперь мечтаю переехать туда насовсем".

Самое важное - сразу в ваш Telegram! Подписывайтесь на канал t.me/tengrinews

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Добавить комментарий
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц