25 февраля 2010 15:58

Ученые обнаружили у бактерий способность передавать энергию

Ученые обнаружили у колоний донных бактерий механизм передачи друг другу энергии через электрические цепи, сообщает The Wired. Исследователи под руководством Ларса Питера Нильсена (Lars Peter Nielsen) из Орхусского университета в Дании изучали бактерии, живущие на дне океана в заливе Орхус-Бугг. Для получения энергии эти микроорганизмы используют сульфид водорода, доступный из нижнего слоя колонии. А для протекания химических реакций им необходим кислород, который получают организмы из верхней части. Расстояние между концами скопления составляет примерно два сантиметра. В экспериментах ученые наблюдали за скоростью передачи кислорода из одной части колонии в другую. Выяснилось, что при увеличении концентрации вещества реакция по "утилизации" сероводорода завершается за час. При обычных способах передачи химических веществ транспортировать кислород так быстро невозможно. Исследователи выяснили, что микроорганизмы передают не сам кислород, а выделенные из его ядра электроны, необходимые для химической реакции. Расстояние в два сантиметра в масштабе колонии бактерий составляет длину десяти тысяч микроорганизмов, или 20 километров по человеческим меркам. По словам Кеннета Нильсона (Kenneth Nealson) из Университета Южной Калифорнии, идея о том, что организмы могут передавать энергию на такое расстояние, считалась абсурдной. Ученый отметил, что эта система похожа на сюжет фильма "Аватар", в котором существа обменивались между собой энергией.