ПОДЕЛИТЬСЯ
11 июня 2010 | 12:03
Шумный авторынок
Решение стран-участниц Таможенного союза о введении временных льготных пошлин на импорт легковых автомобилей физическими лицами вызвало негативную реакцию со стороны некоторых экспертов. Несмотря на то, что фактически речь идет о разрешении ввоза каждым казахстанцем одного легкового автомобиля по пониженной ставке, ряд участников авторынка Казахстана говорят о грядущих радикальных изменениях. Временная уступка В конце мая первый вице-премьер правительства Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что до начала работы Единого экономического пространства (ЕЭП) граждане Казахстана смогут ввозить в страну иномарки по льготным условиям. Один казахстанец сможет ввезти в страну только один автомобиль в год. Однако импортированные автомобили не могут перепродаваться в Россию. Премьер-министр России Владимир Путин подчеркнул, что принятие данного решения вызвано общественной значимостью импорта автомобилей для Казахстана и Белоруссии. 1 июня премьер-министр Казахстана Карим Масимов уточнил, что льготные пошлины будут действовать до 1 июля 2011 года. Министр экономического развития и торговли страны Жанар Айтжанова добавила, что в течение этого срока пошлины будут в два -три раза ниже ныне действующих, причем льготы коснутся самых популярных автомобилей возрастом от трех до десяти лет. Через три дня стали известны предлагаемые автомобилистам Казахстана сниженные импортные пошлины. Выпущенные от трех до десяти лет назад автомобили будут облагаться пошлиной в 0,35-0,6 евро за кубический сантиметр двигателя. От десяти до 14 лет - в 0,75 евро, а остальные - в два евро. Если казахстанец решит ввезти за год хотя бы еще одну легковую машину, ставки составят 3,5-5 евро для новых машин, 0,85-2,25 евро - для произведенных три-семь лет назад автомобилей и два-три евро - для остальных. Повышение таможенных пошлин на импорт легковых автомобилей стало главным аргументом критиков Таможенного союза. Еще в прошлом году стало известно, что плата за ввоз иномарок вырастет с десяти до 30-35 процентов. Эксперты стали оглашать свои оценки будущего роста цен. Так, таким автомобилям как, "Мазда" или "Тойота Камри", выпущенным около десяти лет назад, пророчили удорожание на десять тысяч долларов. Новое решение по растаможке автомобилей также вызвало критические отклики со стороны ряда участников авторынка. Защитная реакция Так, эксперты, опрошенные консалтинговой компанией Qncepto, заявили, что доля импорта подержанных автомобилей в Казахстан увеличится до 90-95 процентов. Получит толчок полулегальный бизнес по ввозу машин через уклонение от уплаты пошлин юридическими лицами. Резко упадут таможенные поступления в государственный бюджет. Также резко сократятся продажи новых автомобилей официальными дилерами. Произойдет "деградация сегмента цивилизованного автомобильного ритейла", включая "фактический отказ от исполнения гарантийных обязательств дилерами". Возможны также "пересмотр инвестиционных планов существующих автосборочных предприятий и отсрочка стартов ранее заявленных проектов создания новых автопроизводств на территории Казахстана". Руководитель Astana Group Нурлан Смагулов спрогнозировал стагнацию "цивилизованного авторынка". "Если такое решение будет принято, то это будет возврат в начало 1990-х годов", - подчеркнул он и заявил о риске банкротства официальных дилеров, роста теневого рынка и коррупции, а также уменьшении поступлений в бюджет от импорта автомобилей "почти до нуля". Кроме того, бизнесмен указал на опасность ухудшения экологии и рост аварийности в результате массового ввоза подержанных автомобилей. Наконец, по мнению Смагулова, Казахстан покинут дистрибьюторы мировых автомобильных брендов, а инвесторы не будут создавать в стране автосборочные заводы. "Ассоциация казахстанского автомобильного бизнеса обратилась к министру экономического развития и торговли Казахстана Жанар Айтжановой, мы изложили свою точку зрения по этой проблеме и предложили компромиссные решения, чтобы не пострадали ни физические лица, ни официальные дилеры, ни рынок в целом", - заявил Смагулов и отметил интерес автобизнесменов в обсуждении данного вопроса с правительством Казахстана. По словам Айтжановой, приведенным в газете "Фокус", пошлина на легковые автомобили снизится в диапазоне от нескольких тысяч до более десяти тысяч евро. В то же время директор Qncepto Олег Алферов отметил, что подержанные автомобили вряд ли подешевеют, так как их поставщики попытаются удержать цены под предлогом краткосрочности льгот. Хотя, по его мнению, новые пошлины поддерживают ввоз машин старше трех лет и резкого роста импорта ждать не стоит. Развитие полулегального бизнеса, по его словам, может произойти в случае использования компаниями регистрации физических лиц в качестве импортеров, как это происходит в Белоруссии. По словам эксперта, из-за этого в Белоруссии не удается наладить выпуск даже одной единственной модели иранского автомобиля. Алферов предложил временно запретить перепродажу или оформление доверенности на ввезенные по льготе автомобили на территории Казахстана. Вокруг шум По словам президента ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадия Шестакова, новые пошлины все равно выше тех, которые действовали в прошлом году. Поэтому резкого роста импорта подержанных автомобилей он также не ожидает. В пользу отсутствия оснований для резкого скачка импорта говорит и неопределенность ситуации в мировой экономике. Пока существует опасность новой волны глобального кризиса покупки автомобилей будут ограничены. Да и возможность ввоза всего лишь одной машины желающему это сделать казахстанцу не открывает особых перспектив для расширения ввоза машин в Казахстан. Что касается злоупотреблений и различных криминальных схем, то ими, очевидно, займутся компетентные органы. Но даже этот период риска обострения "автокриминала" будет временным. В общем-то это вся информация об эффекте новой политики импорта автомобилей. Из слов экспертов видно, что речь, скорее, о гипотетических будущих результатах ввода пониженных пошлин. В то же время, в Белоруссии картина изменений уже просматривается. По сообщению РИА Новости представители белорусских автосалонов уже ощутили невыгодность новых пошлин. То же самое касается официальных дилеров иномарок. Причина в том, что "для простого гражданина купить машину в зарубежном автосалоне и привезти ее в Белоруссию, растаможив на границе, намного выгоднее, чем купить авто в белорусском салоне". По словам представителя одного из таких автосалонов, на самом деле большой угрозы их бизнесу нет. "Во многих салонах хорошо развиты сервисные услуги, многие начали заниматься выкупом и продажей автомобилей с пробегом, не стоит забывать и о корпоративных покупателях", - отмечает он. Тем не менее продавцы авто заявляют, что цены на минских рынках снизились. Это выгодно покупателям, но невыгодно продавцам и перегонщикам. "Люди, зная, что растаможка повысится, навезли автомобилей впрок, рассчитывая потом хорошо на них заработать, а сейчас цены падают", - отмечают торговцы. "Люди, которые только думали приобрести автомобиль, старались это сделать до 1 июля, цены постоянно росли", - поясняют продавцы минского авторынка "Малиновка". Ситуация на белорусском авторынке, скорее всего, демонстрирует те тенденции, которые если уже не ощущаются, то могут проявиться в Казахстане в будущем. В таких условиях понятны опасения некоторых участников авторынка. В то же время, казахстанский рынок автомобилей все же не белорусский. Хотя бы тем, что опыта работы участников рынка в условиях различия пошлин для компаний и физических лиц в Казахстане нет. Нет и находящегося по другую сторону границы европейского рынка подержанных автомобилей. Поэтому эффект введения таможенных пошлин будет не только краткосрочным, но и более слабым по сравнению с ситуацией в Белоруссии. Тем более, если Ассоциация казахстанского автомобильного бизнеса договорится с правительством страны по поводу использования компромиссного варианта, каким бы он ни был. А негативная реакция некоторых участников рынка говорит, скорее, о том, что введение новых пошлин попросту с ними не согласовали.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Решение стран-участниц Таможенного союза о введении временных льготных пошлин на импорт легковых автомобилей физическими лицами вызвало негативную реакцию со стороны некоторых экспертов. Несмотря на то, что фактически речь идет о разрешении ввоза каждым казахстанцем одного легкового автомобиля по пониженной ставке, ряд участников авторынка Казахстана говорят о грядущих радикальных изменениях. Временная уступка В конце мая первый вице-премьер правительства Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что до начала работы Единого экономического пространства (ЕЭП) граждане Казахстана смогут ввозить в страну иномарки по льготным условиям. Один казахстанец сможет ввезти в страну только один автомобиль в год. Однако импортированные автомобили не могут перепродаваться в Россию. Премьер-министр России Владимир Путин подчеркнул, что принятие данного решения вызвано общественной значимостью импорта автомобилей для Казахстана и Белоруссии. 1 июня премьер-министр Казахстана Карим Масимов уточнил, что льготные пошлины будут действовать до 1 июля 2011 года. Министр экономического развития и торговли страны Жанар Айтжанова добавила, что в течение этого срока пошлины будут в два -три раза ниже ныне действующих, причем льготы коснутся самых популярных автомобилей возрастом от трех до десяти лет. Через три дня стали известны предлагаемые автомобилистам Казахстана сниженные импортные пошлины. Выпущенные от трех до десяти лет назад автомобили будут облагаться пошлиной в 0,35-0,6 евро за кубический сантиметр двигателя. От десяти до 14 лет - в 0,75 евро, а остальные - в два евро. Если казахстанец решит ввезти за год хотя бы еще одну легковую машину, ставки составят 3,5-5 евро для новых машин, 0,85-2,25 евро - для произведенных три-семь лет назад автомобилей и два-три евро - для остальных. Повышение таможенных пошлин на импорт легковых автомобилей стало главным аргументом критиков Таможенного союза. Еще в прошлом году стало известно, что плата за ввоз иномарок вырастет с десяти до 30-35 процентов. Эксперты стали оглашать свои оценки будущего роста цен. Так, таким автомобилям как, "Мазда" или "Тойота Камри", выпущенным около десяти лет назад, пророчили удорожание на десять тысяч долларов. Новое решение по растаможке автомобилей также вызвало критические отклики со стороны ряда участников авторынка. Защитная реакция Так, эксперты, опрошенные консалтинговой компанией Qncepto, заявили, что доля импорта подержанных автомобилей в Казахстан увеличится до 90-95 процентов. Получит толчок полулегальный бизнес по ввозу машин через уклонение от уплаты пошлин юридическими лицами. Резко упадут таможенные поступления в государственный бюджет. Также резко сократятся продажи новых автомобилей официальными дилерами. Произойдет "деградация сегмента цивилизованного автомобильного ритейла", включая "фактический отказ от исполнения гарантийных обязательств дилерами". Возможны также "пересмотр инвестиционных планов существующих автосборочных предприятий и отсрочка стартов ранее заявленных проектов создания новых автопроизводств на территории Казахстана". Руководитель Astana Group Нурлан Смагулов спрогнозировал стагнацию "цивилизованного авторынка". "Если такое решение будет принято, то это будет возврат в начало 1990-х годов", - подчеркнул он и заявил о риске банкротства официальных дилеров, роста теневого рынка и коррупции, а также уменьшении поступлений в бюджет от импорта автомобилей "почти до нуля". Кроме того, бизнесмен указал на опасность ухудшения экологии и рост аварийности в результате массового ввоза подержанных автомобилей. Наконец, по мнению Смагулова, Казахстан покинут дистрибьюторы мировых автомобильных брендов, а инвесторы не будут создавать в стране автосборочные заводы. "Ассоциация казахстанского автомобильного бизнеса обратилась к министру экономического развития и торговли Казахстана Жанар Айтжановой, мы изложили свою точку зрения по этой проблеме и предложили компромиссные решения, чтобы не пострадали ни физические лица, ни официальные дилеры, ни рынок в целом", - заявил Смагулов и отметил интерес автобизнесменов в обсуждении данного вопроса с правительством Казахстана. По словам Айтжановой, приведенным в газете "Фокус", пошлина на легковые автомобили снизится в диапазоне от нескольких тысяч до более десяти тысяч евро. В то же время директор Qncepto Олег Алферов отметил, что подержанные автомобили вряд ли подешевеют, так как их поставщики попытаются удержать цены под предлогом краткосрочности льгот. Хотя, по его мнению, новые пошлины поддерживают ввоз машин старше трех лет и резкого роста импорта ждать не стоит. Развитие полулегального бизнеса, по его словам, может произойти в случае использования компаниями регистрации физических лиц в качестве импортеров, как это происходит в Белоруссии. По словам эксперта, из-за этого в Белоруссии не удается наладить выпуск даже одной единственной модели иранского автомобиля. Алферов предложил временно запретить перепродажу или оформление доверенности на ввезенные по льготе автомобили на территории Казахстана. Вокруг шум По словам президента ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадия Шестакова, новые пошлины все равно выше тех, которые действовали в прошлом году. Поэтому резкого роста импорта подержанных автомобилей он также не ожидает. В пользу отсутствия оснований для резкого скачка импорта говорит и неопределенность ситуации в мировой экономике. Пока существует опасность новой волны глобального кризиса покупки автомобилей будут ограничены. Да и возможность ввоза всего лишь одной машины желающему это сделать казахстанцу не открывает особых перспектив для расширения ввоза машин в Казахстан. Что касается злоупотреблений и различных криминальных схем, то ими, очевидно, займутся компетентные органы. Но даже этот период риска обострения "автокриминала" будет временным. В общем-то это вся информация об эффекте новой политики импорта автомобилей. Из слов экспертов видно, что речь, скорее, о гипотетических будущих результатах ввода пониженных пошлин. В то же время, в Белоруссии картина изменений уже просматривается. По сообщению РИА Новости представители белорусских автосалонов уже ощутили невыгодность новых пошлин. То же самое касается официальных дилеров иномарок. Причина в том, что "для простого гражданина купить машину в зарубежном автосалоне и привезти ее в Белоруссию, растаможив на границе, намного выгоднее, чем купить авто в белорусском салоне". По словам представителя одного из таких автосалонов, на самом деле большой угрозы их бизнесу нет. "Во многих салонах хорошо развиты сервисные услуги, многие начали заниматься выкупом и продажей автомобилей с пробегом, не стоит забывать и о корпоративных покупателях", - отмечает он. Тем не менее продавцы авто заявляют, что цены на минских рынках снизились. Это выгодно покупателям, но невыгодно продавцам и перегонщикам. "Люди, зная, что растаможка повысится, навезли автомобилей впрок, рассчитывая потом хорошо на них заработать, а сейчас цены падают", - отмечают торговцы. "Люди, которые только думали приобрести автомобиль, старались это сделать до 1 июля, цены постоянно росли", - поясняют продавцы минского авторынка "Малиновка". Ситуация на белорусском авторынке, скорее всего, демонстрирует те тенденции, которые если уже не ощущаются, то могут проявиться в Казахстане в будущем. В таких условиях понятны опасения некоторых участников авторынка. В то же время, казахстанский рынок автомобилей все же не белорусский. Хотя бы тем, что опыта работы участников рынка в условиях различия пошлин для компаний и физических лиц в Казахстане нет. Нет и находящегося по другую сторону границы европейского рынка подержанных автомобилей. Поэтому эффект введения таможенных пошлин будет не только краткосрочным, но и более слабым по сравнению с ситуацией в Белоруссии. Тем более, если Ассоциация казахстанского автомобильного бизнеса договорится с правительством страны по поводу использования компромиссного варианта, каким бы он ни был. А негативная реакция некоторых участников рынка говорит, скорее, о том, что введение новых пошлин попросту с ними не согласовали.
Показать комментарии
Читайте также