25 сентября 2009 | 10:30

Заклятые соседи

Оттепель в отношениях между Турцией и Арменией - вот уже более сотни лет непримиримых исторических врагов - находится в центре внимания не только турков и армян, но и международного сообщества. Каковы же причины сближения двух стран? Без сомнения, свою роль здесь сыграла не только экономическая, но и политическая составляющая. В эпоху глобализации невыгодно враждовать - выгодно договариваться и идти на взаимные уступки. Геноцид Конфликт между Арменией и Турцией уходит корнями в конец XIX - начало XX столетия. Именно тогда в Османской империи происходили события, ставшие одной из самых кровавых страниц в мировой истории. В период с 1894 по 1923 года три последовательно сменявшихся турецких правительства вели физическое уничтожение и высылку армянского населения за пределы империи. По данным армянской стороны, были убиты (сожжены, заживо похоронены, погибли от голода, холода, истощения и издевательств во время депортации) более 1,5 миллиона армян. Для исторического и юридического описания резни армян (и впоследствии евреев во Второй мировой войне) польский юрист Рафаэль Лемкин ввел специальный термин - геноцид. До сих пор отношение к геноциду армян в мире неоднозначно. Несмотря на официальное признание геноцида большинством активных членов мирового сообщества (почти все страны Европы, Россия, США, кроме некоторых штатов, Канада, Аргентина, Австралия и другие), есть государства, отрицающие это понятие. В первую очередь это Турция. Согласно ее точке зрения, гонения на армянское население (в Турции запрещают употреблять слово "геноцид") связано с тем, что в ходе Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) армяне Восточной Анатолии поддерживали Россию, воевавшую против Турции, и при определенных обстоятельствах могли стать так называемой "пятой колонной". К тому же, по "турецкой версии", число жертв гонений не превысило 300 тысяч. Граждан же, пытающихся обсуждать эти вопросы, а тем более выступать против официальной точки зрения в Турции ждет уголовное наказание. В современной истории отношения двух стран можно охарактеризовать как крайне холодные. Между Анкарой и Ереваном нет дипломатических отношений, отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение. В последний раз по заблокированной ныне железной дороге, соединяющей две соседние страны, поезда прошли 16 лет назад. В 1993 году Турция закрыла границу с Арменией, чтобы выразить поддержку Азербайджану во время конфликта в Нагорном-Карабахе. Первый пас Первый шаг, после которого появилась реальная надежда, что взаимоотношения Турции и Армении могут наладиться, произошел в июне 2008 года. Тогда армянский президент Серж Саргсян пригласил своего турецкого коллегу Абдуллаха Гюля в Ереван на... футбольный матч сборных Армении и Турции. Гюль на этот матч приехал, и в свою очередь пригласил Саргсяна приехать в Стамбул на ответную встречу Турция-Армения (которая должна пройти 14 октября 2009 года). Далее, начиная с сентября прошлого года, чиновники с обеих сторон провели 8 закрытых заседаний, на которых обсуждали вопросы, связанные с нормализацией отношений. Явные движения навстречу друг другу появились весной 2009 года. Накануне 24 апреля, когда отмечают годовщину геноцида армянского народа, Анкара и Ереван согласились подписать соглашения, которые окончательно урегулируют двусторонние отношения. Переговоры проходят при посредничестве третьей стороны - Швейцарии. Через месяц с небольшим Армения и Турция определили так называемую "дорожную карту". В ее рамках к концу августа были подготовлены для подписания два протокола "Об установлении дипломатических отношений" и "О развитии двусторонних отношений". 1 сентября 2009 год стороны договорились, что в течении 6 недель после подписания этих документов будет открытатурецко-армянская граница и возобновлено сотрудничество между МИДами двух стран. А также создана межправительственная комиссия, призванная стать основным инструментом в нормализации отношений двух государств. Самый интересный и сложный вопрос во всей этой истории - что послужило причиной столь неожиданной оттепели в политике двух "заклятых соседей". Наверняка, это не один, а несколько факторов, которые можно поделить на две тесно взаимосвязанные категории. Первая - экономическая, вторая - политическая. При этом, отделить чисто экономические стимулы от политических довольно проблематично. В первую очередь, открытие границ приведет к резкому росту торговли и расширению транзита между двумя странами. А это огромный стимул для развития не только экономики, но, что самое главное, для расширения взаимосвязей между обычными людьми. Открытие границы несомненно будет на руку и Еревану и Анкаре. Из-за закрытых границ, армяно-турецкий товарооборот осуществляется окольным путем - через Грузию или Иран. По оценкам экспертов, только Армения теряет на этом около полумиллиарда долларов в год. Открытие границ значительно снизит затраты и время на транспортировку грузов в Европу. За счет прямых поставок (не через третьи страны) упадут цены на турецкие товары, и, наконец, армяне, предпочитающие отдыхать, к примеру, в Анталии, смогут преодолевать этот путь за считанные часы - от Еревана до границы с соседней страной всего 60 километров. Для турецких бизнесменов армянская граница также откроет короткий путь как на российские, так и на центрально-азиатские рынки. Труба зовет Еще одной важной причиной сближения двух стран называют газопровод Nabucco. Его строительство должно начаться в 2011 году. Этот проект предполагает поставку газа с месторождений Ирана, Туркмении, Азербайджана и Казахстана через Турцию в Европу в обход России. Разговоры о трубе особенно активизировались после российско-украинского газового конфликта, когда страны ЕС оказались заложниками непростых взаимоотношений Москвы и Киева. Первоначально планировалось, что трубопровод будет пересекать ирано-турецкую границу, не захватывая Закавказье, и далее через Турцию пойдет в Европу. Однако в 2006 году из-за конфликта вокруг иранской ядерной программы, а также из-за того, что труба должна была пройти через неспокойные курдские территории Турции (где пару раз уже взрывали существующие мелкие газопроводы), решили проложить еще один маршрут. Он разрабатывался параллельно с первым проектом и должен был начинаться из Баку, и далее через Грузию направиться в Турцию. Таким образом, по второй трубе в страны ЕС мог бы поставляться газ из Туркмении, Азербайджана и Казахстана. Свои препятствия появились и здесь. Безопасность грузинского направления оказалась под серьезной угрозой после "пятидневной" войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Тогда и появился альтернативный вариант - Армения. Уже в сентябре 2008 года глава турецкого МИДа Али Бабаджан заявил, что "Армения могла бы стать альтернативой для прохождения газопровода, идущего на Запад со стороны Каспийского моря по территории Грузии, ставшей ненадежной после российской интервенции". Выгода от газопровода для Армении очевидна. Как страна-транзитер, она смогла бы покупать газ по льготным ценам, а бюджет страны регулярно пополнялся бы деньгами за транспортировку сырья, экологические надбавки и тому подобное. Благодаря трубе, Ереван также мог бы играть большую политическую роль в регионе. Предпочтителен этот вариант и для Москвы, так как Армения давно входит в сферу геополитического влияния России. В Кремле понимают, что помешать невыгодному для себя строительству Nabucco они не в состоянии. Как отмечают аналитики, лоббируя "армянский маршрут", Россия также пытается изолировать Грузию, которая, как известно, ориентируется на США и НАТО. Против армянского варианта, из-за нерешенного вопроса по Нагорному Карабаху, выступил Баку. "Пока Армения не освободит оккупированные земли (в Нагорном-Карабахе) и не восстановится мир на Южном Кавказе, Азербайджан не будет сотрудничать с Арменией, что касается и реализации транснациональных проектов", - заявил по этому поводу представитель президентской администрации Азербайджана Али Гасанов. Некоторые эксперты считают, что если Азербайджан станет упираться в своем нежелании подключать Армению к транспортировке газа для Европы, то не исключен вариант, совсем нежелательный для Баку. Газопровод из Ирана может быть проложен через Армению в Турцию, минуя Азербайджан. Основания для этого имеются. Как упоминалось выше, первоначальный проект газопровода Nabucco, предполагал поставку газа только с иранских месторождений. Запасы самого крупного из них - Южный Парс (в Персидском заливе) - составляют 14,2 триллиона кубических метров. А это в разы больше, чем запасы крупнейших месторождений Азербайджана вместе взятых, и этого достаточно для наполнения Nabucco. Монастырь-то европейский Третья причина потепления турецко-армянских отношений - давнее желание Анкары стать членом ЕС. Неразрешенный конфликт с Арменией в этом деле становится большой помехой. Ранее Европа выдвинула Турции условия, по которым войти в ЕС она сможет лишь после выполнения трех условий. Откроет турецко-армянскую границу, признает геноцид, и признает Кипр (в 1974 Турция оккупировала северную часть острова и с тех пор не признает легитимность правительства греческой части). Судя по действиям Турции в отношении Армении, Анкара начинает совсем по другому смотреть на свою внешнюю политику. А что думает местное население, а также какую позицию заняли основные политические партии Турции и Армении? В самом начале у Анкары было два основных требования к Еревану для открытия границы и налаживания двусторонних отношений. Первое - освободить Нагорный Карабах, который Турция считает территорией Азербайджана. Второе - отказ Армении от политики международного признания геноцида армян в Османской Турции. Однако на сентябрьских переговорах турецкая сторона согласилась вынести нагорно-карабахскую проблему за рамки переговоров, а также создать совместную историческую комиссию по изучению геноцида армян в Османской империи в XIX–XX веках. За эти шаги власти Турции подверглись резкой критике со стороны местных политических и общественных кругов. По словам наблюдателей, сегодня в Турции идет внутренняя борьба между сторонниками жесткой линии и политиками, выступающими за использование по отношению к Армении элементов "мягкой силы". Поэтому сказать определенно, какая точка зрения возьмет верх, пока довольно трудно. Что касается Армении, то отношение ее жителей к оттепели также довольно неоднозначно. Армяне не доверяют Турции. В сознании большинства из них Турция остается страной, от которой исходит опасность. Ряд скептиков опасается, что после открытия границы дешевые турецкие товары вытеснят с армянского рынка местных производителей, ударят по бизнесу других импортеров. Кроме этого, Ереван жестко отстаивает свои позицию по Нагорному Карабаху. Эта территория не может быть анклавом в составе Азербайджана, заявляют в Армении. В войне за Карабах погибли десятки тысяч человек с обеих сторон. В результате конфликта в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе появились более одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Открыто выступают против некоторых пунктов в нормализации турецко-армянских отношений две политические силы Армении. Это оппозиционная партия "Дашнакцутюн" и Армянский национальный конгресс (АНК), которым руководит экс-президент Левон Тер-Петросян. И те и другие считают, что пункт о совместной комиссии по изучению геноцида является предательством национальных интересов. Периодически обе партии выступают с протестами и митингами по этому поводу. Так, уже несколько дней активисты "Дашнакцутюна" проводят голодовку перед зданием МИДа в Ереване. Представители Тер-Петросяна также заявили о возобновлении митингов. Довольно много и оптимистично настроенных армян. Не надо забывать, что часть территории нынешней Турции до геноцида являлась местом традиционного проживания армян. Поэтому при открытии границ многие из них захотят посетить места, откуда родом их деды и прадеды. "Соседям нужно общаться, чтобы лучше понимать друга, - говорят армяне. - Нет общения - нет взаимопонимания".

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети
Оттепель в отношениях между Турцией и Арменией - вот уже более сотни лет непримиримых исторических врагов - находится в центре внимания не только турков и армян, но и международного сообщества. Каковы же причины сближения двух стран? Без сомнения, свою роль здесь сыграла не только экономическая, но и политическая составляющая. В эпоху глобализации невыгодно враждовать - выгодно договариваться и идти на взаимные уступки. Геноцид Конфликт между Арменией и Турцией уходит корнями в конец XIX - начало XX столетия. Именно тогда в Османской империи происходили события, ставшие одной из самых кровавых страниц в мировой истории. В период с 1894 по 1923 года три последовательно сменявшихся турецких правительства вели физическое уничтожение и высылку армянского населения за пределы империи. По данным армянской стороны, были убиты (сожжены, заживо похоронены, погибли от голода, холода, истощения и издевательств во время депортации) более 1,5 миллиона армян. Для исторического и юридического описания резни армян (и впоследствии евреев во Второй мировой войне) польский юрист Рафаэль Лемкин ввел специальный термин - геноцид. До сих пор отношение к геноциду армян в мире неоднозначно. Несмотря на официальное признание геноцида большинством активных членов мирового сообщества (почти все страны Европы, Россия, США, кроме некоторых штатов, Канада, Аргентина, Австралия и другие), есть государства, отрицающие это понятие. В первую очередь это Турция. Согласно ее точке зрения, гонения на армянское население (в Турции запрещают употреблять слово "геноцид") связано с тем, что в ходе Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) армяне Восточной Анатолии поддерживали Россию, воевавшую против Турции, и при определенных обстоятельствах могли стать так называемой "пятой колонной". К тому же, по "турецкой версии", число жертв гонений не превысило 300 тысяч. Граждан же, пытающихся обсуждать эти вопросы, а тем более выступать против официальной точки зрения в Турции ждет уголовное наказание. В современной истории отношения двух стран можно охарактеризовать как крайне холодные. Между Анкарой и Ереваном нет дипломатических отношений, отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение. В последний раз по заблокированной ныне железной дороге, соединяющей две соседние страны, поезда прошли 16 лет назад. В 1993 году Турция закрыла границу с Арменией, чтобы выразить поддержку Азербайджану во время конфликта в Нагорном-Карабахе. Первый пас Первый шаг, после которого появилась реальная надежда, что взаимоотношения Турции и Армении могут наладиться, произошел в июне 2008 года. Тогда армянский президент Серж Саргсян пригласил своего турецкого коллегу Абдуллаха Гюля в Ереван на... футбольный матч сборных Армении и Турции. Гюль на этот матч приехал, и в свою очередь пригласил Саргсяна приехать в Стамбул на ответную встречу Турция-Армения (которая должна пройти 14 октября 2009 года). Далее, начиная с сентября прошлого года, чиновники с обеих сторон провели 8 закрытых заседаний, на которых обсуждали вопросы, связанные с нормализацией отношений. Явные движения навстречу друг другу появились весной 2009 года. Накануне 24 апреля, когда отмечают годовщину геноцида армянского народа, Анкара и Ереван согласились подписать соглашения, которые окончательно урегулируют двусторонние отношения. Переговоры проходят при посредничестве третьей стороны - Швейцарии. Через месяц с небольшим Армения и Турция определили так называемую "дорожную карту". В ее рамках к концу августа были подготовлены для подписания два протокола "Об установлении дипломатических отношений" и "О развитии двусторонних отношений". 1 сентября 2009 год стороны договорились, что в течении 6 недель после подписания этих документов будет открыта
Реклама
Реклама
турецко-армянская граница и возобновлено сотрудничество между МИДами двух стран. А также создана межправительственная комиссия, призванная стать основным инструментом в нормализации отношений двух государств. Самый интересный и сложный вопрос во всей этой истории - что послужило причиной столь неожиданной оттепели в политике двух "заклятых соседей". Наверняка, это не один, а несколько факторов, которые можно поделить на две тесно взаимосвязанные категории. Первая - экономическая, вторая - политическая. При этом, отделить чисто экономические стимулы от политических довольно проблематично. В первую очередь, открытие границ приведет к резкому росту торговли и расширению транзита между двумя странами. А это огромный стимул для развития не только экономики, но, что самое главное, для расширения взаимосвязей между обычными людьми. Открытие границы несомненно будет на руку и Еревану и Анкаре. Из-за закрытых границ, армяно-турецкий товарооборот осуществляется окольным путем - через Грузию или Иран. По оценкам экспертов, только Армения теряет на этом около полумиллиарда долларов в год. Открытие границ значительно снизит затраты и время на транспортировку грузов в Европу. За счет прямых поставок (не через третьи страны) упадут цены на турецкие товары, и, наконец, армяне, предпочитающие отдыхать, к примеру, в Анталии, смогут преодолевать этот путь за считанные часы - от Еревана до границы с соседней страной всего 60 километров. Для турецких бизнесменов армянская граница также откроет короткий путь как на российские, так и на центрально-азиатские рынки. Труба зовет Еще одной важной причиной сближения двух стран называют газопровод Nabucco. Его строительство должно начаться в 2011 году. Этот проект предполагает поставку газа с месторождений Ирана, Туркмении, Азербайджана и Казахстана через Турцию в Европу в обход России. Разговоры о трубе особенно активизировались после российско-украинского газового конфликта, когда страны ЕС оказались заложниками непростых взаимоотношений Москвы и Киева. Первоначально планировалось, что трубопровод будет пересекать ирано-турецкую границу, не захватывая Закавказье, и далее через Турцию пойдет в Европу. Однако в 2006 году из-за конфликта вокруг иранской ядерной программы, а также из-за того, что труба должна была пройти через неспокойные курдские территории Турции (где пару раз уже взрывали существующие мелкие газопроводы), решили проложить еще один маршрут. Он разрабатывался параллельно с первым проектом и должен был начинаться из Баку, и далее через Грузию направиться в Турцию. Таким образом, по второй трубе в страны ЕС мог бы поставляться газ из Туркмении, Азербайджана и Казахстана. Свои препятствия появились и здесь. Безопасность грузинского направления оказалась под серьезной угрозой после "пятидневной" войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Тогда и появился альтернативный вариант - Армения. Уже в сентябре 2008 года глава турецкого МИДа Али Бабаджан заявил, что "Армения могла бы стать альтернативой для прохождения газопровода, идущего на Запад со стороны Каспийского моря по территории Грузии, ставшей ненадежной после российской интервенции". Выгода от газопровода для Армении очевидна. Как страна-транзитер, она смогла бы покупать газ по льготным ценам, а бюджет страны регулярно пополнялся бы деньгами за транспортировку сырья, экологические надбавки и тому подобное. Благодаря трубе, Ереван также мог бы играть большую политическую роль в регионе. Предпочтителен этот вариант и для Москвы, так как Армения давно входит в сферу геополитического влияния России. В Кремле понимают, что помешать невыгодному для себя строительству Nabucco они не в состоянии. Как отмечают аналитики, лоббируя "армянский маршрут", Россия также пытается изолировать Грузию, которая, как известно, ориентируется на США и НАТО. Против армянского варианта, из-за нерешенного вопроса по Нагорному Карабаху, выступил Баку. "Пока Армения не освободит оккупированные земли (в Нагорном-Карабахе) и не восстановится мир на Южном Кавказе, Азербайджан не будет сотрудничать с Арменией, что касается и реализации транснациональных проектов", - заявил по этому поводу представитель президентской администрации Азербайджана Али Гасанов. Некоторые эксперты считают, что если Азербайджан станет упираться в своем нежелании подключать Армению к транспортировке газа для Европы, то не исключен вариант, совсем нежелательный для Баку. Газопровод из Ирана может быть проложен через Армению в Турцию, минуя Азербайджан. Основания для этого имеются. Как упоминалось выше, первоначальный проект газопровода Nabucco, предполагал поставку газа только с иранских месторождений. Запасы самого крупного из них - Южный Парс (в Персидском заливе) - составляют 14,2 триллиона кубических метров. А это в разы больше, чем запасы крупнейших месторождений Азербайджана вместе взятых, и этого достаточно для наполнения Nabucco. Монастырь-то европейский Третья причина потепления турецко-армянских отношений - давнее желание Анкары стать членом ЕС. Неразрешенный конфликт с Арменией в этом деле становится большой помехой. Ранее Европа выдвинула Турции условия, по которым войти в ЕС она сможет лишь после выполнения трех условий. Откроет турецко-армянскую границу, признает геноцид, и признает Кипр (в 1974 Турция оккупировала северную часть острова и с тех пор не признает легитимность правительства греческой части). Судя по действиям Турции в отношении Армении, Анкара начинает совсем по другому смотреть на свою внешнюю политику. А что думает местное население, а также какую позицию заняли основные политические партии Турции и Армении? В самом начале у Анкары было два основных требования к Еревану для открытия границы и налаживания двусторонних отношений. Первое - освободить Нагорный Карабах, который Турция считает территорией Азербайджана. Второе - отказ Армении от политики международного признания геноцида армян в Османской Турции. Однако на сентябрьских переговорах турецкая сторона согласилась вынести нагорно-карабахскую проблему за рамки переговоров, а также создать совместную историческую комиссию по изучению геноцида армян в Османской империи в XIX–XX веках. За эти шаги власти Турции подверглись резкой критике со стороны местных политических и общественных кругов. По словам наблюдателей, сегодня в Турции идет внутренняя борьба между сторонниками жесткой линии и политиками, выступающими за использование по отношению к Армении элементов "мягкой силы". Поэтому сказать определенно, какая точка зрения возьмет верх, пока довольно трудно. Что касается Армении, то отношение ее жителей к оттепели также довольно неоднозначно. Армяне не доверяют Турции. В сознании большинства из них Турция остается страной, от которой исходит опасность. Ряд скептиков опасается, что после открытия границы дешевые турецкие товары вытеснят с армянского рынка местных производителей, ударят по бизнесу других импортеров. Кроме этого, Ереван жестко отстаивает свои позицию по Нагорному Карабаху. Эта территория не может быть анклавом в составе Азербайджана, заявляют в Армении. В войне за Карабах погибли десятки тысяч человек с обеих сторон. В результате конфликта в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе появились более одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Открыто выступают против некоторых пунктов в нормализации турецко-армянских отношений две политические силы Армении. Это оппозиционная партия "Дашнакцутюн" и Армянский национальный конгресс (АНК), которым руководит экс-президент Левон Тер-Петросян. И те и другие считают, что пункт о совместной комиссии по изучению геноцида является предательством национальных интересов. Периодически обе партии выступают с протестами и митингами по этому поводу. Так, уже несколько дней активисты "Дашнакцутюна" проводят голодовку перед зданием МИДа в Ереване. Представители Тер-Петросяна также заявили о возобновлении митингов. Довольно много и оптимистично настроенных армян. Не надо забывать, что часть территории нынешней Турции до геноцида являлась местом традиционного проживания армян. Поэтому при открытии границ многие из них захотят посетить места, откуда родом их деды и прадеды. "Соседям нужно общаться, чтобы лучше понимать друга, - говорят армяне. - Нет общения - нет взаимопонимания".

Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная