ПОДЕЛИТЬСЯ
07 апреля 2021 | 07:34
Напоминают холодную войну - эксперт об отношениях Китая и США
Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Ерлан Мадиев высказался о взаимоотношениях между США и Китаем. По его мнению, происходящее между двумя державами напоминает сейчас холодную войну, передает Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Ерлан Мадиев высказался о взаимоотношениях между США и Китаем. По его мнению, происходящее между двумя державами напоминает сейчас холодную войну, передает Tengrinews.kz.
Ерлан Мадиев считает, что конфликт между США и Китаем явно "перешел в новое качество, все больше напоминая эпоху холодной войны. На эти мысли его подтолкнуло несколько событий.
Во-первых, несколько дней назад Торговое представительство США (Office of the United States Trade Representative) опубликовало 570-страничный доклад, в котором "Вашингтон обрушил критику в отношении Пекина, назвав его главным глобальным торговым нарушителем". Эксперт поясняет позицию авторов доклада: по их мнению, тотальный контроль государства за экономикой и торговлей в Китае "создает серьезные барьеры для справедливой международной конкуренции".
А еще раньше, 28 марта, в эфире CNN Госсекретарь США Энтони Блинкен отметил, что в отношениях США и КНР "все больше аспектов противоборства", отвечая на вопрос ведущего о том, является ли Пекин самым "большим противником" Вашингтона.
"Когда Джо Байден победил на выборах президента США, у международного сообщества появилась надежда на стабилизацию отношений между Вашингтоном и Пекином. Многие, ссылаясь на государственный и дипломатический опыт Байдена, ожидали от новой администрации более прагматичного подхода в отношении Поднебесной, который будет отличаться от хаотичной политики давления Трампа.
На фоне вялого восстановления глобальной экономики практически все были заинтересованы в передышке и разрядке геополитического напряжения. К тому же многие эксперты как внутри, так и за пределами США полагали, что Байден предпочтет сосредоточиться на восстановлении экономики и стабилизации эпидситуации в стране, отодвинув китайскую проблему на более отдаленную перспективу.
Также схожие ожидания были в отношении Пекина, который оказался под беспрецедентным давлением со стороны западных стран. Многие ожидали, что китайские лидеры предпочтут сбить антикитайскую волну и восстановить более благоприятное внешнее окружение", - рассуждает Мадиев.
Однако, по его словам, надежды не сбылись.
"С первых дней администрация Байдена определила решение проблемы с Китаем в качестве краеугольного камня своей политики. Сначала министр финансов США Йеллен заявила, что Вашингтон не намерен пересматривать торговые тарифы, введенные в отношении Китая при Трампе.
Затем последовали беспрецедентные заявления от американских властей о ситуации в СУАР, которую сравнили с геноцидом. Данная оценка была подтверждена в недавно опубликованном докладе Госдепа о положении прав человека в мире, где Пекин вдобавок обвинили в совершении преступлений против человечности в отношении уйгурского населения.
Сам Байден и его ближайшее окружение в лице госсекретаря США четко обозначили свое намерение не сбавлять давление на Пекин под лозунгом "America is back" ("Америка возвращается")", - продолжает эксперт.
Китай тоже вел свою политику против США, говорит Мадиев.
"Он резко усилил контроль над Гонконгом. Одновременно Пекин начал разработку законодательных инструментов по реагированию на зарубежные санкции и защите интересов китайских корпораций. Характерным эпизодом стали заявления китайских чиновников о том, что Китай может и вовсе ограничить экспорт редкоземельных металлов на глобальные рынки.
Таким образом, надежды на разрядку стремительно рассеялись уже к весне 2021 года, а обе державы перешли к более решительным внешнеполитическим действиям", - делает вывод он.
Мадиев напоминает также, как прошла встреча двух держав на Аляске 20-21 марта. Тогда, по его мнению, отношения двух стран были "вновь повышены до опасных пределов".
"США в лице своего госсекретаря и главного советника по нацбезопасности заявили о том, что Китай нарушает основы глобального правого порядка.
Ян Цзечи, госсекретарь КНР, в откровенно жесткой манере ответил на американские претензии, заявив, что любые попытки давления на Китай обречены на провал, и те ценности, которые продвигают США, не являются универсальными.
Приветственная часть встречи американских и китайских дипломатов, которая продлилась больше часа и была доступна для СМИ, отчетливо показала, что ни Вашингтон, ни Пекин не собираются сворачивать с курса на всестороннюю конфронтацию", - говорит эксперт ИМЭП.
На фоне растущих противоречий США и Китай значительно усилили дипломатическую активность в ключевых регионах мира. Вашингтон значительно активизировал многостороннюю дипломатию в Индо-Тихоокеанском регионе.
"12 марта прошел онлайн саммит военно-политического объединения QUAD – первая встреча, на которой одновременно присутствовали лидеры США, Австралии, Японии и Индии. Ключевой месседж встречи заключался в том, что QUAD будет трансформирован в реальный механизм стратегической кооперации в целях противостояния Китаю в регионе.
Позже состоялись встречи в формате "2+2" (министры иностранных дел и министры обороны) между США и Японией в Токио (16-18 марта), а также США и Южной Кореей в Сеуле (16 марта). 19 марта Нью-Дели посетил глава Пентагона Л. Остин, который также обсуждал перспективы укрепления стратегического союза перед лицом "китайской угрозы".
Не менее важными стали шаги новой администрации США в Европе.
24 марта госсекретарь США участвовал на встрече глав МИД стран НАТО, в рамках которой в своем выступлении он 12 раз упомянул Китай. Позже, 25 марта, к саммиту ЕС присоединился Джо Байден, который отметил важность совместной работы с европейскими партнерами по таким направлениям, как отношения с Россией и Китаем.
Очевидно, что команда Байдена делает ставку на укрепление связей со своими союзниками в борьбе с Пекином, и именно многосторонний подход будет доминировать в китайской стратегии США", - считает эксперт.
Однако и Пекин также не отсиживался в стороне: КНР укрепляет "сеть партнерских отношений с такими странами, как Россия и Иран".
"Сразу после встречи с американскими дипломатами глава МИД КНР Ван И провел встречу со своим российским коллегой Лавровым 22 марта. По итогам встречи оба министра подписали программное заявление о "глобальном управлении в современных условиях", в котором стороны выступили против вмешательства в дела других государств под предлогом продвижения демократии.
27 марта стало известно о том, что в ходе визита Ван И в Тегеран КНР и Иран подписали 25-летнее соглашение о стратегическом сотрудничестве. Весьма интересно, что на официальном уровне долгое время Китай не признавал открыто сам факт ведения переговоров с ИРИ по данному соглашению. Таким образом, подписание стратегического документа, который значительно углубит связи Тегерана и Пекина, а также расширит влияние Китая на Ближнем Востоке, именно сейчас не является совпадением.
Пекин явно пытается демонстрировать, что мир не замыкается на Западе и его союзниках, а Китай также может мобилизовать свою сеть стратегических альянсов", - продолжает беседу Ерлан Мадиев.
При этом третьи страны не спешат вмешиваться в конфликт.
"Те же страны Европы по сей день отказываются открыто поддержать Вашингтон в его геополитическом противостоянии с Пекином. Текст заявления по итогам встречи глав МИД стран НАТО, где не упоминается Китай, показывает, что в альянсе нет консенсуса по вопросу сдерживания Пекина.
Одновременно и в Пекине четко осознают, что его союз с Москвой и Тегераном носит ситуативный характер и во многом обусловлен проблемными отношениями этих стран с коллективным Западом", - говорит он.
По его словам, Казахстан "должен активно мониторить и изучать динамику происходящих процессов".
"Очевидно, что элементы геополитического противостояния США и КНР затронут и Центральную Азию. В этой ситуации для нашей страны крайне важно сохранить необходимое пространство для внешнеполитического маневра.
В частности, Казахстану необходимо актуализировать доказавшую свою эффективность многовекторную внешнюю политику и активнее развивать перспективные проекты и направления, включая кооперацию со странами Центральной Азии, отношения в рамках ЕАЭС и Тюркского совета, углублять уровень контактов с Евросоюзом, а также активнее диверсифицировать каналы торговли и привлечения инвестиций", - заключает эксперт.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также