07 августа 2020 | 12:48

Влияние коронавируса на отношения между США и Китаем оценил эксперт

Фото: pixabay.com

Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Антон Бугаенко оценил влияние COVID-19 на мировую геополитику в контексте отношений США и Китая, передает Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Антон Бугаенко оценил влияние COVID-19 на мировую геополитику в контексте отношений США и Китая, передает Tengrinews.kz.

Как отметил Антон Бугаенко, бушующая в мире коронавирусная пандемия стала катализатором кардинального ухудшения китайско-американских отношений. Начавшись как очередной виток противостояния между КНР и США, коронавирусный кризис привел к резкому ускорению центробежных сил в мировой политике, которые могут привести к формированию двух полюсов и возможной консервации двусторонних отношений двух великих держав в конфронтационной модели.

Реклама
Реклама

Происхождение вируса как фактор информационной войны

"Коронавирус COVID-19 стал важной составляющей информационного противостояния между Пекином и Вашингтоном, фактически выведя его на уровень полномасштабной информационной войны. Началось все с относительно мягкой первой реакции Белого дома на первом этапе эпидемии, когда страны все еще шли в фарватере смягчения риторики на фоне заключения долгожданной торговой сделки. Изначальная позиция США относительно нового коронавируса COVID-19 была выжидательной. Президент США Трамп в одном из своих первых выступлений даже выразил поддержку Китаю. Однако в процессе разрастания эпидемии правительство США включилось в антикитайскую информационную кампанию.

2 апреля глава Freedom Watch Ларри Клейман подал иск в международный уголовный суд против Китая. В иске утверждается, что коронавирус является биологическим оружием, изготовленным в Ухане. В иске утверждается, что коронавирус был создан для того, чтобы оказать поражающее воздействие на населения США и других стран.

Среди основных аргументов США основные - быстрота определения генома вируса китайскими учеными и утверждения, что COVID-19 мог возникнуть из-за утечки других опасных вирусов из Уханьского института вирусологии", - добавил эксперт.

Он отмечает, что главный упор в информационной кампании нынешняя президентская администрация США делает на сокрытии Китаем информации о вирусе. По мнению команды Белого дома и Госдепа, Пекин скрывал и продолжает скрывать информацию о реальном происхождении вируса.

"В апреле Белый дом заявил, что Китай скрыл от остального мира, насколько серьезным является новый коронавирус, и занижал число жертв. Американские официальные лица указывают на примеры числа зараженных и умерших в Италии и Испании как доказывающие явные искажения китайской статистики. В результате, по их мнению, западными странами не были приняты достаточные меры по борьбе с вирусом на первом этапе.

Китай отреагировал на американскую информационную кампанию жестко. Причем китайское руководство реагировало не столько на обвинения в искусственном происхождении вируса из лаборатории или недостаточных действиях, а в первую очередь на недружелюбный тон Вашингтона", - предположил Антон Бугаенко.

По мнению эксперта, Китай чувствовал уязвимость своих позиций с точки зрения определения будущих виновных в начале пандемии, но также возможность произвести удачную информационную кампанию. До сих пор, по его словам, Китаю не удавалось производить масштабные и успешные информационные атаки и преимуществом на этом поле владели США.

"В результате Пекин увидел в американской реакции сигнал к началу ответной информационной кампании, формируя негативную для США информационную среду. Агрессивные обвинения в адрес Вашингтона стали частью дипломатической повестки со стороны сотрудников китайских диппредставительств по всему миру по указанию Пекина, активно осваивающего социальные медиа.

Кроме якобы фактических свидетельств, происхождение которых сомнительно, Пекин также использует опосредованные психологические аргументы, взывающие к негативному опыту в американской внешней политике. Это привлекает на китайскую сторону часть международного сообщества, особенно тех, кто ранее пострадал от действий США.

В частности, Пекин припоминает о манипуляциях фактами, которые проводили США в расследовании против режима Саддама Хусейна в Ираке, а также о наличии биологических лабораторий по всему миру.

Таким образом формируется негативная для США атмосфера, в которой мировое сообщество будет если и не считать версию о причастности США верной, то ставить под сомнение американскую риторику", - добавил политолог.

Антон Бугаенко отметил, что в данный момент международные, в том числе и американские эксперты, оценивают текущие результаты информационной войны как негативные для США. Китаю удалось сформировать выгодную для себя информационную среду, в то время как американские действия привели к недоверию международного сообщества.

Кроме того, по мнению политолога, стратегия Белого дома не только наносит ущерб внутренним усилиям в США по борьбе с эпидемией, но, скорее всего, будет иметь неприятные последствия в борьбе за глобальное влияние с Китаем.

Геополитические последствия

"В международной политике коронавирусный кризис будет иметь ряд далекоидущих последствий. Кризис уже привел к жесткому политическому противостоянию ядра современного мира - США и нового центра силы - Китая.

Раньше это противостояние упиралось в существенно интегрированный мировой рынок, не позволявший разорвать связи между двумя крупнейшими экономиками. В условиях жесткого карантина и принудительного ограничения экономических связей разорвать экономики стран стало проще. Таким образом, обе страны, вероятно, будут со все большей скоростью ослаблять свои связи.

Разрыв экономической связи между США и КНР приведет к формированию двух независимых центров притяжения. Силу этих центров притяжения будут определять уровень потребления ими ресурсов и развитость технологических решений, которые они готовы будут предложить.

Китай вряд ли сможет сразу претендовать на лидерство, подобное тому, которое США взяли бы на себя в конце XX века. Однако Пекин может сформировать свою сферу влияния прежде всего в экономической плоскости. Китай уже занимает отдельное пространство, становясь незаменимым и центральным игроком в мировых процессах", - считает Антон Бугаенко.

Эксперт предположил, что в результате коронавирусного кризиса и отсутствия в нем США как решающей силы закончится однополярное мировое устройство, усилится регионализация и будет сформировано несколько самодостаточных центров силы.

"Регионализация не отменит необходимости в торговле и получении технологических новшеств, поэтому будет проходить процесс глобализации, завязанный теперь на два центра силы - США и КНР. Другие страны будут становиться поставщиками ресурсов и потребителями технологий. При этом Китай, вероятно, будет строить более закрытую экономику, однако будет нуждаться в ресурсах, а также будет готов поставлять технологии в обмен на лояльность.

Текущая открытость Китая основана только на потребностях в ресурсах и рынках сбыта, однако не предполагает никакой интеграции в других сферах. В том числе в сфере торговли: хотя Китай и будет стараться открыть другие экономики для себя, однако желание сохранить контроль над собственной экономикой будет ограничивать эту политику открытости. При этом ряд стран будут все больше зависеть от китайского рынка, а правительства - желать заполучить альтернативные американским технологии.

США, вероятно, будут так же, как и до этого, потреблять ресурсы и товары из других стран, а технологии будут источником доходов американского бизнеса. В отличие от Китая, США в новой конфигурации мировой системы будут более открытой страной, что предопределит большую интегрированность не только экономик, но и других сфер жизнедеятельности, с США", - добавил он.

Антон Бугаенко считает, что текущий крен в сторону изоляционизма в достаточно скором времени выровняется в сторону открытости, ввиду зависимости Соединенных Штатов от связей с остальным миром - без остального мира Вашингтон не может поддерживать мировое лидерство.

"Азиатско-Тихоокеанский регион станет основным полем конкуренции двух держав. В первую очередь потому, что США и КНР находятся в этом регионе, а также потому, что это самый динамично развивающийся регион.

По итогам коронавирусного кризиса можно ожидать потепления отношений Китая, Южной Кореи и Японии. В долгосрочной перспективе возможно будет наблюдать создание зоны свободной торговли между этими странами и постепенное попадание всей Восточной Азии в орбиту влияния китайской экономики.

В остальной части региона будет идти жесткая конкуренция между Китаем и США за лидерство. В итоге, вероятно, будет достигнут симбиоз: ресурсные экономики региона будут больше ориентироваться на Китай. В технологической сфере американские компании будут составлять китайским конкуренцию даже в странах, экономически зависимых от Китая.

Транстихоокеанское партнерство претерпит очередное изменение формата. Здесь возможно два пути развития: как в сторону США, так и в сторону Китая. Первый будет возможен, если в ближайшей перспективе к власти придут сторонники большей открытости в политике. Второй вариант возможен при сохранении американского изоляционизма", - заключил эксперт.

У вас есть TikTok? У Tengrinews.kz есть! Подпишитесь прямо сейчас, интересные видео по ссылке.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная