ПОДЕЛИТЬСЯ
10 января 2025 | 14:58
Вступление в ЕС и авиакатастрофа. Напряжение между Россией, Азербайджаном и Арменией нарастает?
Бывшие советские республики продолжают сталкиваться с событиями, способными изменить политический и экономический ландшафт региона. Среди них - крушение азербайджанского самолета под Актау и связанные с ним заявления президента Азербайджана, а также планы Армении о вступлении в Евросоюз. О том, как эти процессы могут повлиять не только на Южный Кавказ, но и на Казахстан, размышлял эксперт по внешней политике Таир Нигманов в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz.
Бывшие советские республики продолжают сталкиваться с событиями, способными изменить политический и экономический ландшафт региона. Среди них - крушение азербайджанского самолета под Актау и связанные с ним заявления президента Азербайджана, а также планы Армении о вступлении в Евросоюз. О том, как эти процессы могут повлиять не только на Южный Кавказ, но и на Казахстан, размышлял эксперт по внешней политике Таир Нигманов в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz.
Курс на ЕС: политический маневр Армении?
Таир Нигманов считает, что заявление Армении о стремлении к Евросоюзу имеет, скорее, политический подтекст, чем экономический.
"Сейчас идет очень тяжелый процесс подписания мирного договора с Азербайджаном, где присутствуют территориальные уступки самой Армении, если их можно так назвать. Это известная история, когда они передавали пять сел, которые после первой Карабахской войны находились под контролем Армении", - сказал Нигманов.
Политолог отметил, что передачу этих сел пассионарное армянское общество восприняло негативно, что вылилось в протесты. По мнению Таира Нигмановав, риторика о вступлении в ЕС – это способ или попытка армянских властей утолить жажду реваншизма отдельных слоев естественным путем.
"Там есть отдельная группа людей, разочаровавшихся в России и в структурах с ее участием. В первую очередь это касается ОДКБ, военного блока, который по факту не пришел на помощь Армении во время военного конфликта. Это попытка создать иллюзию деятельности со стороны властей, потому что шансы на возвращения Карабаха минимальны.
В свое время посольство Азербайджана устраивало прием, где озвучило, что оборонный бюджет этой страны больше бюджета Армении, предусмотренного на все сферы. Поэтому говорить об отвоевании Карабаха власти не могут. Значит, надо на кого-то опираться. Россия и ОДКБ не помогли Армении защитить упомянутую выше республику. Значит, остается Запад - надо "кивать" в их сторону", - считает политолог.
Означает ли сближение с ЕС для Армении выход из ОДКБ и ЕАЭС?
Таир Нигманов напомнил, что Армения заморозила свое участие в ОДКБ и не присутствовала на последних мероприятиях организации.
"Одновременно быть в ЕС и ЕАЭС невозможно, потому что Евросоюз - это не только экономическая, но еще и политическая интеграция, которая предусматривает отсутствие внутренних барьеров и внутренней торговли. Это выглядит так: две страны договариваются открыть друг для друга рынок и ввести единые правила регулирования взаимодействия с внешним миром. Вы не можете находиться в обоих союзах сразу, потому что у вас должна быть единая тарифная политика как внутри ЕС, так и внутри ЕАЭС.
Поэтому можно говорить о том, что, если Армения вступает в ЕС, она однозначно выходит из ЕАЭС. С моей сугубо личной точки зрения, риторика по вступлению в ЕС носит только политический характер, потому что никакого экономического обоснования для этого нет. А шансы на это я оцениваю как крайне низкие", - отметил Нигманов.
Особые правила Евросоюза
У Европейского союза есть особые правила - Копенгагенские критерии, которые регулируют показатели для вступления. Как отмечает Таир Нигманов, это сложный процесс: балканские страны и Турция находятся на стадии вступления в Евросоюз уже не год и не два.
"Турция изначально подала заявку на вступление в ЕС еще до того, как союз стал так называться. Тогда это было Европейское экономическое сообщество, и с тех пор прошло более 30 лет. Еще более непонятно, как Армения будет подходить к этому вопросу, ведь даже при вступлении в ЕАЭС велись серьезные дискуссии о том, как это будет работать, учитывая, что Армения не имеет общей границы ни с одним из членов союза. В случае с ЕС все еще сложнее, так как Армения находится еще дальше от Евросоюза. Тяжело представить, как эти сложные европейские бюрократические механизмы смогут эффективно работать в этой ситуации", - подчеркнул эксперт.
Кроме того, для вступления в Евросоюз необходимо привести свои экономическую и политическую системы в соответствие с этими Копенгагенскими критериями. А это очень сложно и долго. Одна из идей критериев заключается в том, что страна должна выдержать нулевые пошлины с ЕС и при этом экономика не должна рухнуть окончательно, отметил эксперт.
"Когда мы говорим о том, что Армения пытается переориентироваться на Запад, планируя вступление в ЕС, надо понимать, что и Евросоюз может попросту отказать. Нужно помнить, что это обоюдный процесс. Поэтому сближение Армении и ЕС выглядит чисто гипотетическим, и произойдет ли оно вообще - большой вопрос", - отметил Таир Нигманов.
Возможная реакция России
Нигманов считает, что гипотетическое вступление Армении в Евросоюз повлечет за собой некоторое охлаждение в отношениях с Россией, но не более того.
"Для России вступление в НАТО представляет куда большую опасность, нежели вступление в Евросоюз. Но в любом случае это будет негативно воспринято Россией, где это будут считать своеобразным геополитическим предательством со стороны Армении.
С другой стороны, как мне кажется, потихоньку российские элиты приходят к осознанию того, что Россия на данном историческом этапе не способна полностью контролировать абсолютно все постсоветское пространство и некоторые процессы отдает на самотек, не участвуя в них глубоко, как это в принципе и было с Карабахским конфликтом. Так что определенное ухудшение отношений будет, но приведет ли оно к потенциальному военному конфликту, думаю, скорее нет, чем да. Ведь все-таки это не вступление в НАТО", - уточнил политолог.
Постсоветские страны начинают играть по своим правилам?
Политолог Таир Нигманов отмечает, что у таких стран, как Казахстан и Азербайджан, внешнеполитическая стратегия формировалась с самого начала их независимости. У Азербайджана были свои сложности с Карабахской войной, поэтому они гораздо позже начали формулировать свою внешнюю политику, считает эксперт.
"У Казахстана всегда было свое видение, которого мы придерживаемся. И как бы некоторые российские чиновники и политики ни критиковали нашу многовекторную политику, Казахстан не собирается от нее отказываться, потому что это выгодно в первую очередь нам. И мы будем ее придерживаться, потому что мы так хотим, и мы имеем на это полное право. Поэтому это все - всего лишь индикаторы.
Армения объявляет курс на ЕС, но, насколько он осуществим и насколько будет долгосрочным, непонятно. С Украиной все понятно, там все серьезно. Грузия же переходит к более прагматичной политике, понимая, что вступление в ЕС не сулит одни только плюсы. По итогам прошлого года они, наоборот, сократили свое сотрудничество с ЕС. Не все так однозначно, нельзя сказать, что все постсоветское пространство, кроме России, решило уйти в ЕС", - добавил он.
Из того, что происходит на постсоветском пространстве, политолог выделил то, как страны Центральной Азии все теснее кооперируются и вырабатывают единую внешнюю политику. "Здесь мы видим формирование более единого голоса по некоторым вопросам", - добавил он.
"Все это уже было"
Возвращаясь к странам Южного Кавказа, эксперт напомнил о том, что ранее была такая организация, как ГУАМ, куда входили Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова.
"Она была создана в 90-х годах и там было прописано, что это организация, целью которой является повышение суверенитета. Позднее эти же страны участвовали в восточном партнерстве с ЕС. Так что все, что мы видим сейчас, - это не совсем новые явления, это долгосрочный тренд как минимум конца 90-х годов", - говорит Нигманов.
Готов ли ЕС брать больше ответственности за Южный Кавказ?
"Считаю, что в ЕС ограничатся дипломатией, потому что ЕС - это не военный блок. Чтобы урегулировать тот или иной военный конфликт, этим занимаются военно-политические блоки, такие как ОДКБ или НАТО. Понятно, что НАТО и ЕС взаимосвязаны между собой, но до 2022 года их взаимосвязь была обратной. То есть за счет того, что страны Европы входили в НАТО, они снижали свои траты на военные нужды и больше занимались экономикой внутри ЕС. То есть все было наоборот", - объяснил политолог.
Как отметил Таир Нигманов, в Европе сейчас поднимается вопрос о независимости ЕС от НАТО в плане обороноспособности.
"И активнее всего об этом говорит Франция. А именно о том, что ЕС нужно повышать собственную обороноспособность, не зависящую от НАТО. Но пока это только планы. Если Армения все-таки вступит в ЕС, здесь больше потенциальных бонусов для нее, поскольку у нее за счет хорошей диаспоры есть тесные связи со странами ЕС, с той же Францией, например. Нельзя сказать, что ЕС будет играть первую скрипку в урегулировании кавказского конфликта, в подписании договоров и т. д. Мне кажется, там гораздо большее влияние будут оказывать более близкие территориально игроки, такие как Турция. Которая, кстати, в ЕС не входит", - считает он.
Сбитый самолет, Азербайджан и Россия
Политолог Таир Нигманов прокомментировал ситуацию вокруг сбитого азербайджанского самолета, отметив, что в позиции Баку ключевой акцент сделан на отсутствии умысла со стороны России.
"Здесь нужно внимательно прочитать позицию, которую озвучивает Ильхам Алиев. Если дословно, он не говорит, что Россия виновата, а ее отдельные представители. По мнению Баку, у России не было умысла сбивать азербайджанский самолет. Даже в Азербайджане полагают, что это была конкретная ошибка конкретных людей, которые неправильно прочитали ситуацию, скорее всего приняв этот самолет за военный дрон Украины", - выразил мнение эксперт.
По его словам, этому есть объяснение. Он напомнил, что в свое время Азербайджан находился и по другую сторону баррикад в аналогичном вопросе, сбив российский военный вертолет.
"Была ситуация с обстрелом автомобиля. Не проходило нескольких часов, как Азербайджан официально признавал свою вину, виноваты конкретные солдаты, которые перепутали цель, их обязательно накажут. Готовы выплатить компенсацию, но вроде Россия отказывалась от компенсации. Но были официальные извинения.
В данном же случае прошло официально несколько недель, Россия официально не брала на себя вину за случившееся, хотя и извинились за катастрофу, которая произошла в их воздушном пространстве, - странная формулировка. Для Азербайджана просто важен сам факт "игры на равных условиях", - заключил политолог.
Ранее сообщалось, что правительство Армении одобрило законопроект о начале процесса вступления страны в Европейский союз.
Летом 2024 года Пашинян заявил, что Армения заморозила свое участие во всех органах ОДКБ. При этом он отметил, что это не значит, что Ереван исключает принятие другого решения в будущем.
6 января президент Азербайджана вновь заявил о вине россиян в крушении самолета под Актау.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp
Вопрос от автора
Как вы оцениваете шансы Армении на вступление в Евросоюз?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии