Об официальном толковании подпункта 1) статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан, в части норм, касающихся внесения Парламентом Республики Казахстан изменений и дополнений в Конституцию

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 4 декабря 1998 года № 13/2.

      Сноска. Постановление с изменением, внесенным нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 17.04.2017 № 2.

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Кима Ю.А., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Ихсанова У.К., Мамонова В.В., Темирбулатова С.Г., Шопина В.Д. рассмотрел в открытом заседании на основании подпункта 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, и подпункта 1) пункта 3 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанова М.Т. об официальном толковании подпункта 1) статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан. Изучив материалы по обращению, заслушав сообщение докладчика - члена Совета Мамонова В.В., Конституционный Совет Республики Казахстан

      УСТАНОВИЛ:

      В Конституционный Совет Республики Казахстан 19 ноября 1998 года поступило обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанова М.Т. об официальном толковании подпункта 1) статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан, в части норм, касающихся порядка внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. При этом в обращении ставится вопрос о соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан от 7 октября 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан".

      При анализа содержания подпункта 1) статьи 53 Конституции Республики казахстан Конституционный Совет исходит из следующего.

      В подпункте 1) статьи 53 Конституции установлено одно из важнейших правомочий Парламента Республики Казахстан, связанного с выполнением его главной функции как законодательного органа. Указанной нормой закреплено, что Парламент на совместном заседании Палат "по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан...". Из смысла приведенной нормы Конституции вытекает, что Парламент правомочен вносить изменения и дополнения в основной Закон. В соответствии со статьей 3 Конституции, Парламент как законодательный орган обязан осуществлять свои функции в пределах его конституционных полномочий. Компетенция Парламента, связанная с порядком внесения изменений и дополнений в Конституцию, ограничена пунктом 2 статьи 91 Конституции. Следовательно, Парламент Республики Казахстан, за исключением вопросов, указанных в пункте 2 статьи 91 Конституции, вправе вносить в нее изменения и дополнения.

      Пункт 1 статьи 91 Конституции регламентирует порядок изменения действующей Конституции, определяет круг субъектов конституционной инициативы, которым дано право ставить вопрос о внесении изменений или дополнений в Конституцию Республики Казхастан.

      Согласно пункта 1 статьи 91 Конституции "изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимый по решению Президента Республики Казахстан, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке, установленном Конституцией...".

      Из смысла приведенной нормы вытекает, что право ставить вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию принадлежит Президенту, Парламенту и Правительству Республики Казахстан. Реализовать его может Президент Республики посредством вынесения проекта закона на республиканский референдум либо на рассмотрение Парламента.

      Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламенту. Решение Парламента принимается в этом случае с соблюдением требований, установленных статьями 53-57, 62 и 91 Конституции Республики Казахстан.

      В случае отклонения Президентом предложений Парламента о вынесении проекта изменений и дополнений в Конституцию на республиканский референдум, Парламент вправе большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон. В этом случае Президент Республики казахстан подписывает этот закон или может вынести его на республиканский референдум.

      Вопрос о соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан от 7 октября 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" может быть рассмотрен Конституционным Советом только в порядке, установленном статьей 78 Конституции Республики Казахстан.

      На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 33, 37, 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан в связи с толкованием подпункта 1) статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан

      ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Подпункт 1) статьи 53 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что Парламент вправе по предложению Президента Республики Казахстан вносить в Конституцию изменения и дополнения по всем вопросам, за исключением перечисленных в пункте 2 статьи 91 Конституции.

      2. Пункт 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что изменения и дополнения в Конституцию могут быть внесены республиканским референдумом или Парламентом в соответствии с требованиями, установленными самой Конституцией и законодательством.

      3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан".

      Председатель
(корректор: И.Склярова
специалист: Р. Жантасова 10.12.98 г.)


      Сноска. Постановление с изменением, внесенным нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 17.04.2017 № 2.

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Кима Ю.А., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Ихсанова У.К., Мамонова В.В., Темирбулатова С.Г., Шопина В.Д. рассмотрел в открытом заседании на основании подпункта 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, и подпункта 1) пункта 3 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанова М.Т. об официальном толковании подпункта 1) статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан. Изучив материалы по обращению, заслушав сообщение докладчика - члена Совета Мамонова В.В., Конституционный Совет Республики Казахстан

      УСТАНОВИЛ:

      В Конституционный Совет Республики Казахстан 19 ноября 1998 года поступило обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанова М.Т. об официальном толковании подпункта 1) статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан, в части норм, касающихся порядка внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. При этом в обращении ставится вопрос о соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан от 7 октября 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан".

      При анализа содержания подпункта 1) статьи 53 Конституции Республики казахстан Конституционный Совет исходит из следующего.

      В подпункте 1) статьи 53 Конституции установлено одно из важнейших правомочий Парламента Республики Казахстан, связанного с выполнением его главной функции как законодательного органа. Указанной нормой закреплено, что Парламент на совместном заседании Палат "по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан...". Из смысла приведенной нормы Конституции вытекает, что Парламент правомочен вносить изменения и дополнения в основной Закон. В соответствии со статьей 3 Конституции, Парламент как законодательный орган обязан осуществлять свои функции в пределах его конституционных полномочий. Компетенция Парламента, связанная с порядком внесения изменений и дополнений в Конституцию, ограничена пунктом 2 статьи 91 Конституции. Следовательно, Парламент Республики Казахстан, за исключением вопросов, указанных в пункте 2 статьи 91 Конституции, вправе вносить в нее изменения и дополнения.

      Пункт 1 статьи 91 Конституции регламентирует порядок изменения действующей Конституции, определяет круг субъектов конституционной инициативы, которым дано право ставить вопрос о внесении изменений или дополнений в Конституцию Республики Казхастан.

      Согласно пункта 1 статьи 91 Конституции "изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимый по решению Президента Республики Казахстан, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке, установленном Конституцией...".

      Из смысла приведенной нормы вытекает, что право ставить вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию принадлежит Президенту, Парламенту и Правительству Республики Казахстан. Реализовать его может Президент Республики посредством вынесения проекта закона на республиканский референдум либо на рассмотрение Парламента.

      Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламенту. Решение Парламента принимается в этом случае с соблюдением требований, установленных статьями 53-57, 62 и 91 Конституции Республики Казахстан.

      В случае отклонения Президентом предложений Парламента о вынесении проекта изменений и дополнений в Конституцию на республиканский референдум, Парламент вправе большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон. В этом случае Президент Республики казахстан подписывает этот закон или может вынести его на республиканский референдум.

      Вопрос о соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан от 7 октября 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" может быть рассмотрен Конституционным Советом только в порядке, установленном статьей 78 Конституции Республики Казахстан.

      На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 33, 37, 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан в связи с толкованием подпункта 1) статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан

      ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Подпункт 1) статьи 53 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что Парламент вправе по предложению Президента Республики Казахстан вносить в Конституцию изменения и дополнения по всем вопросам, за исключением перечисленных в пункте 2 статьи 91 Конституции.

      2. Пункт 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что изменения и дополнения в Конституцию могут быть внесены республиканским референдумом или Парламентом в соответствии с требованиями, установленными самой Конституцией и законодательством.

      3. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан".

      Председатель
(корректор: И.Склярова
специалист: Р. Жантасова 10.12.98 г.)

Состояние базы
  • Всего документов 257224
    На казахском языке 128598
    На русском языке 127883
    На английском языке 743
    Служба поддержки
    E-mail: support@rkao.kz
    Телефоны: +7 7172 58 00 58, 119
    Время работы: 09:00 - 18:30
    (по времени Астаны)
    Выходные: Суббота, Воскресенье

    О проекте "Законы Казахстана"