Фото с сайта vesti.kz
В Казахстане цены на бензин могут вырасти в 1,5-2 раза к 2016 году, таким прогнозом с корреспондентом Tengrinews.kz поделился эксперт по нефтегазовой сфере Института политических решений Сергей Смирнов. Согласно техрегламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены. Смирнов рассказал, что процесс модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) достаточно сложен, учитывая то, что Казахстану предстоит перейти к новым стандартам, "перешагнув" через Евро-3. "У нас кое-как Евро-2 производится, от которого давно пора отказаться, в Европе про него давно уже забыли. Когда разрабатывали программу модернизации (НПЗ. - Прим. автора), было специально подчеркнуто, что мы не будем постепенно шагать, а сразу "скакнем" к Евро-4 и Евро-5", - сказал Смирнов. Эксперт выразил свои сомнения в реальности планов модернизации НПЗ, с учетом предыдущего опыта. "На Атырауском НПЗ, если не ошибаюсь, уже два раза модернизация проводилась, и заявленные параметры топлива так и не были достигнуты. Пока я не вижу, чтобы какие-то реальные шаги делались. По Атыраускому заводу заявили, что комплекс будет строиться, а по остальным заводам тишина, и по Павлодарскому, и по Шымкентскому". Одним из выходов из ситуации, в случае, если к 2016 году казахстанские НПЗ не успеют модернизировать производство, может стать увеличение импорта бензина. Отметим, что уже сейчас ряд автозаправочных станций в Алматы и Астане реализуют бензин марки АИ-95 стандарта Евро-5. Один литр такого топлива, произведенного в Беларуси, стоит 295 тенге. Эксперт полагает, что эту стоимость можно спрогнозировать и на 2016 год. "Возможно, цена немного снизится, за счет того, что уберут таможенные пошлины, но резко она не упадет. Транспортные расходы никто не отменял", - сказал Смирнов. Еще одной проблемой в нефтегазовой отрасли специалист назвал нехватку отечественного сырья. "Они собираются перерабатывать около 17 миллионов тонн в год, сейчас у нас заводы перерабатывают около 14 миллионов тонн, семь из них это наша, казахстанская нефть, еще семь - это российская. Где они возьмут еще три миллиона тонн сырья, я не знаю. Мы настолько активно экспортируем нефть, что самим не хватает на загрузку заводов". В целом эксперт отметил, что позитивных моментов в переходе на новые стандарты, очень мало. Неоспоримый плюс, по его мнению, заключается в экологичности топлива, так как при использовании бензина Евро-4 и Евро-5 значительно снижается количество вредных выбросов в атмосферу. Тем не менее, такой бензин может оказаться слишком дорогим для казахстанских автомобилистов. "Я сомневаюсь, что зарплаты резко вырастут и позволят покупать бензин по такой цене. Поэтому радужных перспектив я в этом просто не вижу. С таким подходом нужно будет на велосипеды пересаживаться, как в Китае. Или на мотоциклы и мопеды, как во Вьетнаме", - заключил эксперт.
В Казахстане цены на бензин могут вырасти в 1,5-2 раза к 2016 году, таким прогнозом с корреспондентом Tengrinews.kz поделился эксперт по нефтегазовой сфере Института политических решений Сергей Смирнов. Согласно техрегламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены.
Смирнов рассказал, что процесс модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) достаточно сложен, учитывая то, что Казахстану предстоит перейти к новым стандартам, "перешагнув" через Евро-3. "У нас кое-как Евро-2 производится, от которого давно пора отказаться, в Европе про него давно уже забыли. Когда разрабатывали программу модернизации (НПЗ. - Прим. автора), было специально подчеркнуто, что мы не будем постепенно шагать, а сразу "скакнем" к Евро-4 и Евро-5", - сказал Смирнов.
Эксперт выразил свои сомнения в реальности планов модернизации НПЗ, с учетом предыдущего опыта. "На Атырауском НПЗ, если не ошибаюсь, уже два раза модернизация проводилась, и заявленные параметры топлива так и не были достигнуты. Пока я не вижу, чтобы какие-то реальные шаги делались. По Атыраускому заводу заявили, что комплекс будет строиться, а по остальным заводам тишина, и по Павлодарскому, и по Шымкентскому".
Одним из выходов из ситуации, в случае, если к 2016 году казахстанские НПЗ не успеют модернизировать производство, может стать увеличение импорта бензина. Отметим, что уже сейчас ряд автозаправочных станций в Алматы и Астане реализуют бензин марки АИ-95 стандарта Евро-5. Один литр такого топлива, произведенного в Беларуси, стоит 295 тенге. Эксперт полагает, что эту стоимость можно спрогнозировать и на 2016 год. "Возможно, цена немного снизится, за счет того, что уберут таможенные пошлины, но резко она не упадет. Транспортные расходы никто не отменял", - сказал Смирнов.
Еще одной проблемой в нефтегазовой отрасли специалист назвал нехватку отечественного сырья. "Они собираются перерабатывать около 17 миллионов тонн в год, сейчас у нас заводы перерабатывают около 14 миллионов тонн, семь из них это наша, казахстанская нефть, еще семь - это российская. Где они возьмут еще три миллиона тонн сырья, я не знаю. Мы настолько активно экспортируем нефть, что самим не хватает на загрузку заводов".
В целом эксперт отметил, что позитивных моментов в переходе на новые стандарты, очень мало. Неоспоримый плюс, по его мнению, заключается в экологичности топлива, так как при использовании бензина Евро-4 и Евро-5 значительно снижается количество вредных выбросов в атмосферу. Тем не менее, такой бензин может оказаться слишком дорогим для казахстанских автомобилистов. "Я сомневаюсь, что зарплаты резко вырастут и позволят покупать бензин по такой цене. Поэтому радужных перспектив я в этом просто не вижу. С таким подходом нужно будет на велосипеды пересаживаться, как в Китае. Или на мотоциклы и мопеды, как во Вьетнаме", - заключил эксперт.