Аналитики рассказали о рисках, которые могут возникнуть, если казахстанские НПЗ не будут вовремя модернизированы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Аналитики рассказали о рисках, которые могут возникнуть, если казахстанские НПЗ не будут вовремя модернизированы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Как напомнил заместитель директора Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем Устименко, в июле Казахстану дали годовую отсрочку на введение запрета на производство и оборот топлива экологического класса К2 (Евро-2). Евразийская экономическая комиссия установила срок на 1 января 2016 года, то есть, до потенциального завершения модернизации казахстанских НПЗ.
"Учитывая введение техстандартов на российском рынке в ранее согласованные сроки, основным риском здесь является то, что с начала 2015 года Казахстан будет вынужден импортировать из России высокооктановые бензины и дизельное топливо высокого экологического класса, которые отличаются более высокой стоимостью. Как следствие, это окажет дополнительное давление на коммерческую рентабельность импорта светлых нефтепродуктов из России. Однако есть вероятность того, что отдельные российские заводы ввиду задержек модернизации продолжат производство на экспорт моторного топлива низких экологических классов, что позволит Казахстану в ряде случаев импортировать его по демпинговым ценам", - отметил аналитик.
При этом основную обеспокоенность, по словам Устименко, вызывает возможный сдвиг сроков модернизации казахстанских НПЗ, вплоть до 2018-2019 годов. По мнению эксперта, это негативно скажется на устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов и на его соответствии единым техстандартам Таможенного союза. "В результате, на уровне правительства (с подключением АО "НК "КазМунайГаз") требуется разработка комплекса мер для оперативного разрешения имеющихся сдерживающих факторов, в том числе и финансовых, способных вызвать существенные задержки процесса модернизации НПЗ", - считает аналитик.
Он добавил, уже сейчас нужно решить вопрос по обеспечению казахстанских НПЗ достаточным сырьем для переработки, с учетом того, что она вырастет с 14,3 миллиона тонн до 18,5 миллиона тонн после модернизации заводов. По данным Устименко, в стране ожидается истощение "старых" месторождений, поэтому дефицит сырья можно будет закрыть только через поставки нефти, добываемой "Тенгизшевройл", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг" и "Северо-Каспийским консорциумом", если последний возобновит добычу в 2016 году.
"Однако существенные риски в данном контексте возникают в связи с выпадением крупных доходов государства из-за отказа от экспорта этих объемов нефти и их перенаправления на внутреннюю переработку. Как следствие, дополнительно потребуется разработка эффективных компенсационных мер, в том числе в рамках регулирования стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке, для минимизации потенциальных финансовых убытков государства", - добавил эксперт.
В свою очередь, независимый аналитик в нефтяной отрасли Сергей Смирнов отметил, что в условиях возможной задержки модернизации казахстанских НПЗ правительству Казахстана необходимо задуматься об изменении законодательства в нефтегазовой отрасли и налогообложении. Эксперт отметил, что у Казахстана достаточно запасов нефти, однако большая ее часть идет на экспорт.
В связи с этим Смирнов предлагает законодательно обязать нефтедобывающие компании поставлять определенную часть продукции на внутренний рынок, чтобы казахстанские НПЗ не испытывали дефицита сырья. Для этого, по мнению эксперта, таким предприятиям необходимо создать налоговые преференции, чтобы им было выгоднее продавать продукцию внутри страны, нежели экспортировать за рубеж.
Добавим, что казахстанские НПЗ размещены в Атырау, Павлодаре и Шымкенте. В будущем планируется открыть еще один завод, однако его предполагаемое местоположение пока не озвучено. Расчеты по строительству четвертого НПЗ будут готовы в 2015 году.