Казахстанские пограничники. Фото с сайта megapolis.kz
Трагический случай на заставе "Арканкерген" с множеством трупов пограничников и единственным виновным - их сослуживцем, оказывается не единственный в Казахстане. 17 лет назад на заставе "Акжон" Зайсанского погранотряда произошел похожий инцидент. Однако дело огласке не предали, строжайше засекретив все детали преступления. Об этом в интервью газете "Мегаполис" рассказал полковник Абай Брекешев, служивший в то время начальником штаба Зайсанского погранотряда (ныне он - начальник Главного штаба Пограничной службы КНБ РК). По словам Брекешева, в январе 1996 года 19-летний сержант Андрей Малищук расстрелял пятерых сослуживцев, двоих ранил, еще двух человек взял в заложники. "Сержант Малищук заступил в наряд по охране государственной границы. Дойдя до участка, застрелил напарника, забрал его подсумок с магазинами, вернулся на заставу и расправился со связистом и кочегаром. Затем направился в дом офицерского состава. По пути зашел на кухню, в упор расстрелял молодого солдата, который чистил картошку, ранил повара и еще одного сослуживца, как оказалось, своего друга детства, одноклассника... В конце концов взбесившийся сержант забаррикадировался в квартире техника заставы, взяв в заложники его жену и ребенка", - вспоминает офицер. При этом, подробности гибели пятого пограничника в тексте издания отсутствуют. Освободить заложников и сдаться он наотрез отказывался, несмотря на уговоры по телефону командиров отряда и родителей сержанта. "Малищук скулил, временами впадал в истерику, говорил, что боится "вышки", что сам не знает, как начал стрелять и убивать безоружных сослуживцев, не понимает, что на него нашло", - продолжил Брекешев. И только часов через пять начальник разведки отряда Марат Марденов "уболтал" сержанта отпустить невинных людей, а затем и сложить оружие самому. "Малищука суд приговорил к расстрелу, и в ноябре того же 1996 года приговор был приведен в исполнение", - сказал собеседник издания. Проводя параллели с бойней на "Арканкергене", полковник отметил, что по всей видимости, и Малищук и Челах, не могли сносить придирки сослуживцев, а офицеры этого не замечали. "Малищук на суде признавался в том, что к нему постоянно цеплялся сослуживец по фамилии Абеуов, делал грубые замечания, унижал, смеялся над ним. Эти замечания и довели Малищука до того, что, когда он видел Абеуова, его начинало трясти, - вспоминает Брекешев. - Когда терпение лопнуло, заступив в наряд и получив оружие, Малищук решает его убить, но сначала стреляет в своего младшего напарника, чтобы завладеть его патронами, убивает случайных свидетелей и тех, кто встречается ему на пути".
Трагический случай на заставе "Арканкерген" с множеством трупов пограничников и единственным виновным - их сослуживцем, оказывается не единственный в Казахстане. 17 лет назад на заставе "Акжон" Зайсанского погранотряда произошел похожий инцидент. Однако дело огласке не предали, строжайше засекретив все детали преступления. Об этом в интервью газете "Мегаполис" рассказал полковник Абай Брекешев, служивший в то время начальником штаба Зайсанского погранотряда (ныне он - начальник Главного штаба Пограничной службы КНБ РК).
По словам Брекешева, в январе 1996 года 19-летний сержант Андрей Малищук расстрелял пятерых сослуживцев, двоих ранил, еще двух человек взял в заложники. "Сержант Малищук заступил в наряд по охране государственной границы. Дойдя до участка, застрелил напарника, забрал его подсумок с магазинами, вернулся на заставу и расправился со связистом и кочегаром. Затем направился в дом офицерского состава. По пути зашел на кухню, в упор расстрелял молодого солдата, который чистил картошку, ранил повара и еще одного сослуживца, как оказалось, своего друга детства, одноклассника... В конце концов взбесившийся сержант забаррикадировался в квартире техника заставы, взяв в заложники его жену и ребенка", - вспоминает офицер. При этом, подробности гибели пятого пограничника в тексте издания отсутствуют.
Освободить заложников и сдаться он наотрез отказывался, несмотря на уговоры по телефону командиров отряда и родителей сержанта. "Малищук скулил, временами впадал в истерику, говорил, что боится "вышки", что сам не знает, как начал стрелять и убивать безоружных сослуживцев, не понимает, что на него нашло", - продолжил Брекешев.
И только часов через пять начальник разведки отряда Марат Марденов "уболтал" сержанта отпустить невинных людей, а затем и сложить оружие самому. "Малищука суд приговорил к расстрелу, и в ноябре того же 1996 года приговор был приведен в исполнение", - сказал собеседник издания.
Проводя параллели с бойней на "Арканкергене", полковник отметил, что по всей видимости, и Малищук и Челах, не могли сносить придирки сослуживцев, а офицеры этого не замечали. "Малищук на суде признавался в том, что к нему постоянно цеплялся сослуживец по фамилии Абеуов, делал грубые замечания, унижал, смеялся над ним. Эти замечания и довели Малищука до того, что, когда он видел Абеуова, его начинало трясти, - вспоминает Брекешев. - Когда терпение лопнуло, заступив в наряд и получив оружие, Малищук решает его убить, но сначала стреляет в своего младшего напарника, чтобы завладеть его патронами, убивает случайных свидетелей и тех, кто встречается ему на пути".