Ситуация на рынке ГСМ в Казахстане накаляется все больше с каждым днем. Несмотря на заявление о том, что проблема с дефицитом топлива будет разрешена в октябре, на начало месяца обстановка почти не изменилась. Бензина на АЗС практически нет (продают по 20 литров в одни руки), а тот, что есть - не лучшего качества.
Ситуация на рынке ГСМ в Казахстане накаляется все больше с каждым днем. Несмотря на заявление о том, что проблема с дефицитом топлива будет разрешена в октябре, на начало месяца обстановка почти не изменилась. Бензина на АЗС практически нет (продают по 20 литров в одни руки), а тот, что есть - не лучшего качества.
Решать проблемы за счет импорта из России нерентабельно для казахстанских компаний - в соседней стране бензин дороже, а поднять цены на местном рынке не дает госрегулирование. Но даже при таком раскладе объем ввоза светлых нефтепродуктов из РФ достигает 40 процентов от внутренних потребностей. Такая зависимость от поставок топлива становится делом особого внимания со стороны государства. Выход из этой ситуации у Казахстана только один - увеличивать собственное производство, чего нельзя добиться без модернизации существующих мощностей по переработке нефти.
В этом месяце на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) ведутся пусконаладочные работы с последующим вводом в эксплуатацию комплекса по производству ароматических углеводородов. Весь проект по модернизации АНПЗ стоит 2,9 миллиарда долларов. Реализовать подобные масштабные проекты без привлечения долгосрочного финансирования невозможно.
"Казахстанские коммерческие банки такие проекты, как правило, не имеют возможности кредитовать. Поэтому мы в свое время обратились в Банк развития Казахстана и получили необходимую поддержку", - говорит управляющий директор по капитальному строительству и реконструкции Атырауского НПЗ Нурлан Кейкин. К слову, Банк развития профинансировал почти половину общей стоимости модернизации завода. Выделенные деньги долгосрочные - сроком до 13 лет. При этом БРК рассматривает возможность финансирования проектов двух других нефтеперерабатывающих заводов страны. Так, на очереди - обновление оборудования на Шымкентском НПЗ, где Банк развития будет, судя по всему, играть ключевую роль финансового партнера.
"Поскольку это капиталоемкий проект с большим сроком окупаемости, для его поддержки мы привлекаем кредитную линию китайского Эксимбанка на сумму не менее миллиарда долларов. Соответствующий меморандум был подписан в мае текущего года в рамках визита Главы государства Нурсултана Назарбаева в КНР", - сообщила журналистам заместитель руководителя Проектной Дирекции БРК Сандугаш Кенжебаева в ходе пресс-тура на объекты АНПЗ, который состоялся в конце прошлой недели.
После модернизации Атырауского, Шымкентского и Павлодарского НПЗ, которая, как ожидается, закончится к 2017 году, потребность в ГСМ будет полностью покрываться продукцией отечественных НПЗ. Только на Атырауском НПЗ после ввода в эксплуатацию установки глубокой переработки нефти, производство высокооктанового бензина вырастет до 1,5 миллиона тонны в год.