Всё больше казахстанских аулов решительно отказываются от продажи и употребления алкоголя.
Корреспонденты Tengrinews.kz посетили одну такую деревню, которая последовала "трезвому" тренду, чтобы разузнать: как теперь там отмечают юбилеи и свадьбы; что говорят местные жители; все ли согласны с идеей "закодироваться" обещанием больше не пить?
О том, что село Далабай в Акмолинской области отказалось от алкоголя, несколько месяцев назад на нашем сайте выходила новость. Но мы решили съездить туда, чтобы расспросить местных, как вообще принимается коллективное решение о трезвости и как это меняет жизнь аула.
Отправляемся в Далабай из Астаны, это около 400 километров пути.
Состоит село всего из двух улиц — Абая и Ленина. Причём обе в прекрасном состоянии, что, к слову, большая редкость для отдалённых населённых пунктов.
А вообще, на вид Далабай самый обычный аул, каких сотни по всей стране.
Утки, куры, коровы. Чужаков они встречают с опаской и внимательно следят за нашими передвижениями.
Проживают в Далабае 218 человек. Всего здесь насчитывается 58 дворов. Плюс ещё два дома, которые находятся в соседнем, упразднённом, селе под названием Актобе (после оптимизации оставшиеся в нём дома юридически относят к существующей деревне поблизости). Об Актобе мы выпускали фото- и видеорепортажи в прошлом году.
Детей в трезвом ауле 48. Учатся они в местной школе. Она на фото ниже:
Сегодня в школе проходит важное мероприятие, но зайдём мы в неё чуть позже. Сначала познакомимся с местным акимом.
Это — Серик Кадешевич Султанов. Пенсионер прокуратуры. Но уже три года, как он трудится акимом села Далабай.
"Я не понаслышке знаю, что такое алкоголь и к чему он приводит. Когда работал в прокуратуре, большинство преступлений совершалось на почве распития спиртного", — делится опытом Серик Султанов.
А как вообще происходит отказ целого посёлка от спиртного, есть ли какая-то процедура?
Нам рассказали, что это происходит так:
- Представители прокуратуры и полиции выступают с инициативой.
- Далее в населённом пункте проводится сход жителей, на котором также присутствует совет старейшин (это неформальный, но крайне влиятельный орган, куда входят самые уважаемые люди аула).
- На сходе решают, что в магазинах аула больше не будут продавать спиртное. И сами жители обещают отныне воздерживаться от его употребления. Итог встречи протоколируется, магазин отказывается от лицензии на продажу алкоголя.
- Всё — с этого момента село считается трезвым.
В Далабае это случилось в июне.
"Это, наверное, уже пережитки прошлого, — объясняет решение сельчан председатель местного совета старейшин Берик Сейтгалиев. — Раньше, бывало, вечером после работы, чтобы расслабиться, выпить надо было кому-то. Ни одна встреча с друзьями или коллегами без алкоголя не обходилась. Теперь у нас такого нет, и люди поняли, что, оказывается, без алкоголя тоже можно и расслабиться, и посидеть весело с друзьями. И пример для детей хороший".
А что, если кто-то нарушит сухой закон? На этот вопрос отвечает аким:
"Мы договорились, что, если будем ловить на улице тех, кто выпивает, пьяный ходит, будем собирать новый сход. И тех, кого поймали, будем стыдить методом общественного порицания. Но таких случаев ещё не было и, я думаю, не будет".
Изменилась ли как-то жизнь в селе после решения о трезвости? В районной прокуратуре нам сообщили, что в 2025 году в Далабае уголовные правонарушения не регистрировались.
"Но всё же, - продолжаем интересоваться мы, - бывает, что кто-то выпивает?" На это заместитель начальника отдела полиции Жаркаинского района подполковник полиции Серик Токенаев поясняет:
"Употреблять мы не можем людям запретить. У кого-то день рождения или свадьба. Они с собой привозят алкоголь из ближайшего города или села. Вся эта работа больше направлена на тех, кто систематически употребляет алкоголь, дебоширит, семейные скандалы устраивает. Мы со своей стороны следим, чтобы магазин, отказавшийся от лицензии, не продавал алкоголь".
Поговорив с представителями местной власти, мы немного прогулялись по селу и, конечно, заглянули в местный магазин. Не обращайте внимания, что на полках почти ничего нет. Главное — нет алкоголя.
"Мы просто закуп давно не проводили, — говорит хозяйка магазина Гульнара. — Да и в целом мы тут только продукты первой необходимости продаём. За остальным жители ездят в город".
"Алкоголь мы в целом не продавали, поэтому на нашем маленьком бизнесе это никак не сказалось, — продолжает Гульнара. — Раньше можно было ещё как-то заметить пьяных на наших улицах. Теперь их вообще нет. Я вам так скажу: если той организуем, то даже на нём перестали спиртное пить. Во всяком случае наши жители точно. Конечно, если кто-то в гости приезжает, они могут выпить. Но наши молодцы, не пьют".
Познакомившись с Гульнарой, направляемся в школу.
Так совпало, что во время нашего приезда в село по всему Казахстану отмечали День пожилого человека.
Для пенсионеров Далабая праздник устроили в школьной столовой. Душевно, по старинке, с той самой музыкой между торжественными словами, которую раньше включали на всех школьных мероприятиях.
А ведущие, конечно же, сами дети.
Мы сразу обращаем внимание на столы. Алкоголя нет ни на них, ни под ними. Оно и понятно: во-первых, мы в школе, а во-вторых — в трезвом селе!
Пока дети выступают с танцами и стихами, мы тихонько расспрашиваем пенсионеров о новом и необычном "статусе" села Далабай.
— Хорошо, что отказались, — первым говорит один из аташек. — Тише стало, да и люди как-то добрее стали, спокойнее.
— Верно, — кивает его сосед по столу. — А главное, это ж по-нашему, по-доброму. Сами решили, без спора, без давления. Все поддержали.
— Да, — добавляет женщина-пенсионерка. — Теперь внуки видят, что можно и без этого жить. На праздниках поём, танцуем — и весело, и чисто на сердце.
— Оно ведь и правда так, — вторит её подруга. — Когда в селе порядок и люди между собой в ладу, тогда и жить приятно.
После знакомства с жителями Далабая мы верим, что жить по-другому — спокойнее, осознаннее, трезво — они решили не по приказу, а из желания быть чуть лучше, чем вчера.
На этой приятной ноте мы покидаем Далабай. На выезде из него дорога уходит вдаль, теряясь в мягком осеннем свете. Село остаётся позади — тихое, чистое, будто немного отрешённое от суеты остального мира.
Текст: Иван Сухоруков
Фото: Роман Павлов
Ранее редакция писала, что сухой закон ввели 33 села на западе Казахстана. Так, например, не пьют и не закрывают двери на ночь в родном селе Алии Молдагуловой. Движение за полный отказ от спиртного развивается и в Северо-Казахстанской области — там от алкоголя отказались 13 сел. Также Tengrinews.kz разбирал само явление: почему всё больше аулов в Казахстане становятся трезвыми.
Читайте другие репортажи авторов:
Что пьёт Астана. Мы побывали на единственном источнике питьевой воды для столицы
У Джунгарских ворот. Репортаж из самого ветреного села Казахстана