Почему все больше сел в Казахстане отказываются от алкоголя

Азамат Сыздыкбаев
Азамат Сыздыкбаев Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

В Казахстане все больше сел отказывается от продажи и употребления спиртных напитков. По данным на начало года, спиртные напитки исчезли в более чем 100 населенных пунктах трех областей Казахстана. Что за этим стоит? Вынужденная это мера или нет? Об этом корреспондент Tengrinews.kz поговорил с культурологом и казаховедом Абылайханом Калназаровым.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

В Казахстане все больше сел отказывается от продажи и употребления спиртных напитков. По данным на начало года, спиртные напитки исчезли в более чем 100 населенных пунктах трех областей Казахстана. Что за этим стоит? Вынужденная это мера или нет? Об этом корреспондент Tengrinews.kz поговорил с культурологом и казаховедом Абылайханом Калназаровым.

Продолжение

Возвращение к истокам

По мнению Абылайхана Калназарова, села, где отсутствует алкоголь, – это не новое явление, а возвращение к истокам.

"Употребление алкоголя никогда не было присуще исконной степной жизни. Исторически казахи практически не употребляли крепкий алкоголь, и единственным традиционным напитком в этом отношении был кумыс – кобылье молоко, прошедшее естественное брожение", - отметил культуролог.

Как только в обществе усилился интерес к здоровому образу жизни и национальному возрождению, люди сами начали отказываться от алкоголя, увидев, что он разрушает семьи, ослабляет дух и делает людей уязвимыми, считает он.

Секрет не в запрете

Культуролог уверен, что в избравших безалкогольный путь селах пить местным жителям никто не запрещал. Все дело во взаимном доверии и авторитете определенных лиц.

"Там, где есть уважение к старшим, к традиции, к слову аксакала, нет нужды в насилии или жестких запретах. Людям просто объясняют: "Арақ – атадан қалған ас емес" ("Водка не наследие твоих предков")", - отметил он.

А дальше срабатывает коллективная ответственность: если кто-то оступился – с ним говорят старшие или имам.

"У нас нет полиции на каждом углу, но есть совесть и честь рода или фамилий. Важно, что в трезвый образ жизни вовлекается молодежь: через спорт, культуру, национальные игры. Занятому, уважающему себя человеку нет нужды напиваться. Сейчас такое время: пьющий отстает от жизни. Культ успеха тоже делает свое дело, ведь современная молодежь хочет быть успешной. Никто не хочет иметь дело с алкоголиком: не берет его на работу, не зовет на той", - объяснил собеседник Tengrinews.kz.

Свою роль играет и так называемый совет старейшин, который Калназаров называет "сердцем аула". Это неформальный, но крайне влиятельный орган, куда входят самые уважаемые люди села, отбираемые туда не по должности, а по мудрости и авторитету среди жителей. Они принимают решения, к которым прислушиваются все. Старейшины поддерживают моральную чистоту, напоминают о традициях и выступают посредниками в конфликтах.

"Когда в ауле обсуждается вопрос, вводить ли запрет на алкоголь, решение принимает совет. Это консенсус, а не давление сверху. Роль старейшин – объяснять, направлять, предлагать альтернативы. А главное - самим служить примером. Совет также занимается вопросами воспитания молодежи, поддержкой малоимущих, организацией культурных мероприятий. Это живой институт, не бутафория. И если старейшины говорят: "В ауле не будет водки", то с этим никто не спорит", - отметил культуролог.

Как далеко зайдет мода на трезвость

Калназаров уверен, что этот тренд будет только усиливаться, поскольку люди устали от последствий алкоголя: разрушенных семей, преступлений, бедности. Особенно это заметно в периферии, где все на виду.

"Мы наблюдаем не просто временное веяние, а глубокую трансформацию общества. Сегодня безалкогольные села есть в разных регионах Казахстана. Завтра их будет вдвое больше. Это путь возвращения к чистой жизни, где в приоритете – честь, здоровье, долг, уважение к предкам. Каждый хочет преуспеть в жизни и стать кем-то значимым", - подчеркнул он.

По мнению эксперта, заразителен не только дурной пример и в случае с безалкогольными селами также имеет место "эффект домино": один аул отказался – другие подхватили.

"Как только одно село объявило себя безалкогольным и добилось положительных результатов, другие последовали за ним. Такие инициативы быстро распространяются, особенно на юге страны, где регионы плотно связаны родственными и экономическими узами. Безалкогольная политика не должна строиться на запретах сверху, она должна основываться на культуре, морали и общественной солидарности. Именно так действует традиционный казахский подход: через авторитет, наставничество, силу рода", - констатировал культуролог.

По мнению Абылайхана Калназарова, сегодня в села возвращается исконно здоровое сознание, при котором опьянение считалось позором и слабостью. Молодежь сейчас не просто "не пьет": она сама задает новый стандарт, сознательно выбирая чистую жизнь без алкоголя.

"Это уже не протест, а новая норма. Выражаясь культурологическим языком, такие села – безалкогольные пространства. Важно подчеркнуть, что безалкогольное пространство – это не тюрьма, не система запретов, а осознанная атмосфера, в которую человек либо вписывается, либо сам отходит в сторону", - добавил эксперт.

Калназаров вспомнил о своей беседе с аксакалом одного из таких сел - бывшим директором школы.

"Он рассказал мне, что безалкогольные села – это не режим, а чистая среда. Здесь водка не в ходу потому, что ей просто нет места. Атмосфера такая, что даже у молодежи нет желания пить. У многих возникает вопрос: не скажется ли отказ от алкоголя отрицательно на экономике? Напротив, в долгосрочной перспективе такой отказ выгоден. Семья тратит не на бутылку, а вкладывает эти деньги в корову, теплицу или обучение ребенка. Когда нет пьянства – нет лени, драк, болезней. А где порядок и труд – там и экономика растет", - резюмировал он.

В марте мы писали о том, что еще 33 казахстанских села отказались от алкоголя - на этот раз в Актюбинской области. Наибольшее количество безалкогольных поселков приходится на долю Темирского района. Здесь сразу семь населенных пунктов (Кайынды, Бабатай, Шибулак, Аксай, Бірлік, Шыгырлы, Ащысай) отказались от продажи спиртных напитков.

Тем временем в Кызылординской области 18 населенных пунктов перешли на трезвый образ жизни. В некоторых из них за последние три года не зафиксировали ни одного преступления.

В 53 селах Атырауской области также отказались от продажи спиртных напитков. Как результат - за два года там не зарегистрировано ни одного правонарушения. Сейчас этот опыт решили распространить по всему региону.

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 523.1  course up  599.81  course up  6.67  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 30
Астана 20
Актау 22
Актобе 22
Атырау 24
Б
Балхаш 25
Ж
Жезказган 25
К
Караганда 17
Кокшетау 19
Костанай 28
Кызылорда 21
П
Павлодар 17
Петропавловск 26
С
Семей 32
Т
Талдыкорган 32
Тараз 35
Туркестан 23
У
Уральск 26
Усть-Каменогорск 37
Ш
Шымкент 29

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer