1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Что происходит на топливном рынке Казахстана

Интересная и полезная статья ✅ Что происходит на топливном рынке Казахстана ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

На казахстанских заправках выросли цены на АИ-92. Сейчас цена на топливо варьируется от 146 до 155 тенге за литр.

Реклама
Реклама

Недавно в компании "Эйр Астана" заявили, что из-за прекращения поставок авиакеросина из России и предстоящей приостановки шымкентского НПЗ регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва. В Qazaq Air также заявили, что их запасы авиакеросина подойдут к концу примерно в середине октября. 

В Министерстве энергетики признали наличие дефицита авиатоплива в стране, но назвали ситуацию "не угрожающей". По данным министерства, керосина осталось примерно на 15 дней. Затем запас будет пополняться за счет собственного производства и импорта. 

Корреспондент Tengrinews.kz cовместно с аналитиком в сфере нефти и газа Камиллой Манаковой объясняет, что происходит на топливном рынке Казахстана и ждать ли дальнейшего роста цен на бензин.

Почему возникла проблема с авиатопливом в Казахстане? 

Около 60 процентов авиатоплива Казахстан импортирует. Собственные НПЗ покрывают потребности внутреннего рынка на 40 процентов. Из трех перерабатывающих заводов основным поставщиком авиатоплива является Шымкентский НПЗ. Ремонт на нем, согласно заявлению "Эйр Астаны", должен был вызвать дефицит авиатоплива на внутреннем рынке. Однако Шымкентский НПЗ в этом году уже был остановлен для капитального ремонта с конца марта по начало мая 2017 года. Следовательно, снижение поставок с Шымкентского НПЗ не являлось непредсказуемым фактором. Кроме того, заявление "Эйр Астаны" о критической ситуации с авиатопливом выглядит нелогичным на фоне постоянно растущих доходов от его продажи. Согласно финансовой отчетности авиакомпании, доходы от продажи авиационного топлива в 2015 году составили 50 миллионов тенге, в 2016 году - 418 миллионов тенге, а за первое полугодие 2017 года - 1,4 миллиарда тенге. В январе "Эйр Астана" в совместном пресс-релизе с Qazaq Air жаловалась на снижение поставок авиакеросина для гражданской авиации и на нестабильность поставок российского авиатоплива. И это реально существующие факторы дефицита авиакеросина на внутреннем рынке, но на фоне резкого роста продаж компанией авиационного топлива данные заявления выглядят со стороны довольно противоречиво. Возникает вопрос: зачем продавать топливо, если постоянно существуют проблемы с его поставкой?

Что происходит сейчас с ценами на бензин? 

Отечественный рынок ГСМ находится в транзитной стадии между прямым ценовым регулированием, от которого Казахстан отказался, и рыночным регулированием, то есть свободным ценообразованием на рынке за счет конкуренции, к которому мы стремимся. Для развития топливного рынка в этом направлении необходимы соответствующие механизмы повышения прозрачности цен.

Сейчас в публичном доступе нет информации о достоверных котировках внутреннего рынка ГСМ, только цены розничной реализации. Без информации о том, по какой цене оптовые ресурсодержатели купили топливо у НПЗ и по какой цене они его продали розничным реализаторам, каждое повышение цен вызывает ажиотаж на рынке и возмущение потребителей.

В сентябре повышение цен на АИ-92 было обусловлено сезонным дефицитом из-за капремонта на Атырауском и Павлодарском НПЗ и, как следствие, выросшим импортом российского бензина - более дорогого, чем казахстанский. Кроме того, Шымкентский НПЗ перешел на выработку бензинов экологического класса К-4 и К-5, а цена на более качественное топливо, соответственно, выше.

Ждать ли дальнейшего роста цен на бензин? 

В ближайшей перспективе бензин на отечественном рынке будет дорожать по двум основным причинам: цены на бензин в России и завершение модернизации НПЗ. В процессе формирования единого евроазиатского энергетического рынка казахстанский бензин будет дорожать, приближаясь к российским ценам. В противном случае сохраняется риск перетока отечественного бензина в РФ и, как следствие, дефицита на внутреннем рынке. Возможно, к концу 2018 года он может достичь цены около 160-162 тенге за литр.

Сможет ли модернизация НПЗ удешевить топливо? 

Насчет модернизации отечественных НПЗ много планов: это и увеличение выпуска бензина на два миллиона тонн и, как следствие, отказ от импорта, и даже экспорт отечественного топлива. Но не все так однозначно позитивно. Во-первых, остается проблема обеспечения нефтеперерабатывающих мощностей сырьем: без загрузки заводов нефтью не из чего будет производить эти два миллиона тонн бензина. А это значит, что завершение модернизации НПЗ не приведет к моментальному отказу от импортного топлива. Во-вторых, модернизация НПЗ также не означает удешевления ГСМ. На цены на нефтепродукты повлияет стоимость проекта модернизации с учетом девальвационных процессов, а также непосредственно улучшение качества ГСМ - это факторы роста цен на топливо.