1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Электросамокаты "захватывают" Казахстан: опасно или удобно?

Интересная и полезная статья ✅ Электросамокаты "захватывают" Казахстан: опасно или удобно? ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Олеся Савченко

С наступлением тепла на улицы казахстанских городов вернулись электросамокаты. И вновь появились мнения о необходимости полного запрета микромобильного транспорта. Корреспондент Tengrinews.kz разбиралась, что происходит с самокатами сейчас.

По данным Министерства внутренних дел, в 2023 году было зарегистрировано 285 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов. С начала 2024-го количество ДТП составило 45. В прошлом году к административной ответственности был привлечен 7931 водитель электросамоката, а с начала 2024-го — уже 9195.

В Алматы, по информации полиции города, в прошлом году было зарегистрировано более 600 ДТП с участием электросамокатов. Пострадали 48 человек, три - погибли. За первые пять месяцев 2024 года произошло 38 ДТП, в которых травмы получили 42 человека. К счастью, обошлось без погибших.

Сколько заплатили самокатчики за нарушения в Алматы

Несмотря на то, что недавно заработал новый закон, а в Мажилисе и МВД давали разъяснения касательно водительского удостоверения при езде на микромобильном транспорте и правил для автомобилистов при движении по одним дорогам с самокатами и мопедами, вопросов и споров остается очень много. У казахстанцев электросамокаты вызывают как положительные, так и отрицательные реакции. 

Согласно информации управления городской мобильности, в настоящее время в Алматы обустроено почти 90 километров велоинфраструктуры. Протяженность велополос составляет более 25 километров, велодорожек - почти 65. Однако, как показала практика, этого недостаточно.

В "Алматыгенплан" заявили нашему изданию об увеличении сети велодорожек (где могут ездить самокаты).

"Велоинфраструктура будет размещаться на наиболее востребованных для велосипедного движения коридорах и реализовываться в рамках программ среднего ремонта, реконструкции или благоустройства", - проинформировал глава научно-исследовательского института Асхат Садуов, уточнив, что размещение велоинфраструктуры на каждой улице в мировой практике не принято, поскольку нецелесообразно.

В ближайшей перспективе при пробивке проспектов Абая, Райымбека, улиц Саина и Хмельницкого предусмотрено формирование велодорожных полос общей протяженностью около 13 километров. Начало реализации данных проектов запланировано на 2024-2025 годы.

"А вот установка дополнительных парковок для электросамокатов и велосипедов начнется уже в этом году. Сейчас прорабатывается схема размещения таких зон с учетом данных о количестве и маршрутах поездок", - подчеркнул Садуов.

Число кикшеринговых самокатов в Алматы на конец 2023 года составило порядка 17 тысяч единиц. В 2023 году на них совершили свыше 14 миллионов поездок. Это вдвое больше, чем в 2022 году. При этом количество ДТП с их участием снизилось на 35 процентов.

Эксперт в области транспортной политики Елена Ерзакович считает электросамокаты "незаменимым" транспортом. Но необходимо грамотно решить ряд нюансов, которые сейчас осложняют жизнь другим людям.

"Самокаты подходят для путешествий от нескольких метров до 8 километров. Они особенно удобны там, где дефицит общественного транспорта, или когда нужно доехать, например, до автобусной остановки, недаром их называют транспортом первой и последней мили", - отмечает специалист.

Она утверждает, что электросамокаты, являясь низкоуглеродным транспортом, экологически чисты. Негативную репутацию же электросамокаты, по ее мнению, приобрели из-за несовершенной инфраструктуры.

"Алматы сильно запоздал с созданием инфраструктуры для велосипедного передвижения, несмотря на долгие призывы экспертов выделять больше велосипедных полос и отделять их от пешеходных зон. Теперь большинство пользователей электросамокатов вынуждено передвигаться по тротуарам, что по понятным причинам вызывает раздражение, создает небезопасные условия и приводит к конфликтам. Городская администрация должна была урегулировать этот вопрос. Полиция еще давным-давно отмечала, что у них нет ни технических средств, ни человеческих ресурсов контролировать всех самокатчиков".

Дополнительного регулирования, по словам Елены Ерзакович, требует и вопрос парковки. С одной стороны, это проблема общей культуры взаимодействия в городе, когда люди, арендующие самокаты, не понимают, как правильно их оставлять. С другой - власти не позаботились о четких рамках взаимодействия с компаниями, предоставляющими услуги аренды, чтобы договариваться и строго контролировать парковки для самокатов.

"Я считаю, что самокаты должны остаться в городе, но необходим более четкий диалог и взаимные обязательства по развитию инфраструктуры. Это позволит, с одной стороны, не перенасытить город самокатами, а с другой — предоставить людям альтернативный способ передвижения", — резюмировала эксперт.

Директор Kaz Eco Patrol Адиль Нурпеисов не считает самокаты полностью экологичным транспортом.

"Производство и утилизация литий-ионных батарей, которые используются в электротранспорте, из-за своего токсичного материала оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду. В процессе езды электросамокаты не выделяют вредных газов, однако, если бы данные батареи питались из возобновляемых источников энергии, таких, например, как солнце, ветер, вода, коих в нашей стране очень мало, то вопросов бы не было. Но ведь они заряжаются от электроэнергии, которую вырабатывают электростанции, сжигающие топливо — газ и уголь, вред для экологии ощутимый. Так что пока рано говорить о том, что данный вид транспорта полностью экологичный. Будем надеяться, что бум электротранспорта станет поводом для открытия новых более экологичных и эффективных способов хранения энергии", - говорит эколог.

Руководитель экообщества отмечает, что в Алматы нередки случаи дорожно-транспортных происшествий с участием автолюбителей и самокатчиков, из-за чего парализуется движение, образуются пробки, а следовательно, увеличивается концентрация выхлопных газов и загрязнения воздуха на том отрезке участка, где произошла авария. Поэтому крайне необходимо реализовать удобную инфраструктуру, которая бы гармонировала с другими видами транспорта и пешеходами, уверен Нурпеисов.

Житель Алматы Денис давно пользуется сервисами кикшеринга. На самокате можно быстро добраться от точки "А" до точки "Б", особенно на улицах с велосипедными полосами, говорит он. С пешеходами проблем никогда не возникало, а вот с автолюбителями часто случаются конфликты.

"Почему-то они не считают самокатчиков полноценными участниками дорожного движения и часто винят их в происшествиях. Причем все инциденты происходили на велосипедной полосе. Однажды автомобилист, пытаясь объехать пробку, заехал на велосипедную полосу, преградил путь и агрессивно требовал, чтобы я убрался с дороги. Он был уверен в своей правоте. В другой раз из-за поворота выскочил автомобиль, я влетел ему в бок. Водитель - дедушка, извинился, признал свою ошибку, но его супруга кричала на меня, проклиная всех самокатчиков. Таких примеров у меня хватает. Многие водители даже не знают, что при проезде параллельно велодорожке они должны дать приоритет велосипедам или самокатам. Нарушая правила, они сворачивают с дороги, переграждают велодорожки и не обращают внимания на тех, кто по ним едет. Странно, но в таких случаях часто винят пользователей микромобильного транспорта".

Денис уверен, что в первую очередь необходимо решать проблему безопасности инфраструктуры велодорожек и велополос.

Генеральный директор одной из шеринговых компаний Серик Канапиянов отметил, что популярность самокатов как городского транспорта в Казахстане растет. Так, например, в Алматы количество поездок на самокатах их компании за 2023 год увеличилось на 89 процентов, в Астане – на 38. Число пользователей в Алматы за 2023 год выросло на 134 процента, в Астане – на 160. На сегодняшний день в Алматы количество самокатов только их компании увеличилось до семи тысяч устройств.

По мнению директора шеринговой компании, чтобы сделать езду на электросамокатах наиболее комфортной, необходимо заниматься формированием культуры его управления, а также повышать безопасность всех участников движения рациональным разведением потоков и развивать безбарьерную инфраструктуру.

Стоит отметить, что для электросамокатов существуют зоны сниженной скорости или зоны, где движение самокатов запрещено. К медленным зонам для самокатов в Алматы, к примеру, относится улица Панфилова, к запрещенным – Арбат, парки (имени 28 гвардейцев-панфиловцев, Горького, Первого Президента). Самыми популярными улицами в Алматы для самокатов являются проспект Абая, улицы Тимирязева и Шевченко, так как они образуют магистрали в центре города и связывают спальные и центральные районы. А число стоянок только одной шеринговой компании кратно превышает число остановок общественного транспорта в Алматы более чем в три раза.

Читайте также: Глава МВД о самокатчиках: "Усиление ответственности должно быть"

Текст и фото: Олеся Савченко.

Реклама
Реклама