ПОДЕЛИТЬСЯ
26 апреля 2017 | 21:09
"Эти животные обречены на смерть". Как живут собаки в изоляторе временного содержания
В солнечное апрельское утро для алматинских журналистов Управление сельского хозяйства и ветеринарии устроило пресс-тур в изолятор временного содержания для бездомных собак. Возможно, это показательное мероприятие государственная структура решила устроить после того, как природоохранная прокуратура выявила ряд нарушений в работе "Центра ветеринарии Алматы". Тогда выяснилось, что питомник не соответствует установленным нормам содержания животных. Например, в клетках содержатся по пять-семь собак, они не рассчитаны на животных крупных пород, кроме того, были установлены факты негуманных способов отлова бродячих собак - использование сотрудниками предприятия самодельных самозатягивающихся петлей из проволоки толщиной 1,5 миллиметра, хотя она должна быть не менее шести миллиметров.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В солнечное апрельское утро для алматинских журналистов Управление сельского хозяйства и ветеринарии устроило пресс-тур в изолятор временного содержания для бездомных собак. Возможно, это показательное мероприятие государственная структура решила устроить после того, как природоохранная прокуратура выявила ряд нарушений в работе "Центра ветеринарии Алматы". Тогда выяснилось, что питомник не соответствует установленным нормам содержания животных. Например, в клетках содержатся по пять-семь собак, они не рассчитаны на животных крупных пород, кроме того, были установлены факты негуманных способов отлова бродячих собак - использование сотрудниками предприятия самодельных самозатягивающихся петлей из проволоки толщиной 1,5 миллиметра, хотя она должна быть не менее шести миллиметров.
Приехав в так называемый питомник, мы сразу же увидели выстроившихся в ряд рабочих, которые занимаются отловом животных. К пресс-туру организаторы подготовились тщательно: помыли машины, территорию, выкрасили клетки с собаками в серый цвет, разложили на столе необходимый инвентарь (новые петли, сухие корма для собак и кошек, усыпляющие дротики), подготовили информационный стенд.
Этот изолятор был создан в 2012 году. До этого служба отлова бродячих животных находилась в частных руках, и все это время, как сообщили в "Центре ветеринарии Алматы", фиксировались многочисленные нарушения. Сейчас Центр арендует десять соток в Турксибском районе за миллион тенге в месяц. Кстати говоря, именно эта цифра возмутила не так давно членов Общественного совета Алматы. Правда, в скором времени изолятор обзаведется своим собственным питомником - акимат для этих целей выделил земельный участок в Алатауском районе.
Вместе с нами в пресс-тур поехали и защитники животных. Они объяснили, что к приходу журналистов сотрудники изолятора изрядно приготовились. "Очень жаль, что вы (журналисты - прим. авт.) сейчас только приехали: когда все красиво, машины помыты, все как на параде стоят. Нужно было сюда прийти намного раньше. На самом деле волонтеры нам неоднократно говорят о том, что в клетках по-прежнему десятками набиты собаки, они даже не могут лечь, стоят, жмутся друг к другу. Щенки вместе с огромными собаками, но так ведь нельзя. Помещение не убирается, зимой внутри холодно, а лапы щенков через большие зазоры на дне клетки проваливаются. Также нам говорили о том, что собаки лежат на мертвых, даже есть видео, которое подтверждает эти слова. Кроме того, их ловят, как и раньше, негуманным способом, а некоторые собаки и вовсе не доезжают до изолятора", - отметила основатель группы "Добрый город" Айжан Шорман. По мнению Шорман, когда в изоляторе не бывает прессы, условия содержания собак оставляют желать лучшего. Она также рассказала, что раньше в чашках вообще не было еды и воды, но сейчас, правда, все это появилось.
Как это было раньше
Сам изолятор, где содержатся животные
Однако директор КГП на ПВХ "Изолятор временного содержания для бездомных собак" Салават Бектемисов с защитниками животных категорически не соглашается, говоря о том, что "они чего только не придумают, чтобы взбудоражить народ, распускают слухи". "Мы государственное предприятие, у нас все открыто, все видно, каждый отвечает за свои действия. Зоозащитники нас постоянно обвиняют в том, что мы, мол, негуманно относимся к животным. Они говорят, что мы не применяем в свой работе современный международный опыт, но скажу одно - мы идем к этому. Говорят также, что мы не кормим животных, но это не правда. Вы можете сейчас своими глазами убедиться, что это не так (показывает на миски с кормом - прим. авт.). Мы также отлавливаем собак гуманным способом (показывает на американские петли с силиконовым покрытием, которыми отлавливают животных - прим. авт.), - объясняет Бектемисов, добавив, что у них очень тяжелая работа. "Я вам скажу, что у нас где-то шесть-семь человек получили травмы, у кого-то пальца нет, у кого-то ноги покусаны, очень тяжелая работа. На это никто не смотрит", - сетует собеседник. Как стало известно, еще несколько месяцев назад удавки закупались без гелевого покрытия, что приводило к травмам животных еще до их попадания в изолятор.
Бектемисов ответил и на вопрос про имеющийся план отлова собак. По его словам, в день бригада должна отлавливать примерно 10-12 животных, а таких бригад 12. Простым подсчетом можно сделать вывод, что в день получается 144 собаки.
Он также объяснил, что пойманное животное держат три дня, затем усыпляют при помощи препарата "Листенон". К слову, по словам присутствующих защитников животных, "Листенон" - не усыпляющий препарат, он не предназначен для использования без наркоза, лекарство парализует мышцы и животное умирает в медленных судорогах, находясь в сознании. Далее мертвых животных вывозят на скотомогильник, расположенный в Илийском районе Алматинской области. На сегодняшний день, по данным Центра, заполнены уже четыре ямы. Кстати, Бектемисов даже рассказал, что до создания государственной службы не было скотомогильника и ему непонятно до сих пор, где захороняли животных.
Корм для животных
Затем мы направились непосредственно в изолятор временного содержания, надев перед этим специальные халаты, маски и бахилы. Подойдя ближе к клеткам, можно было почувствовать запах свежей краски, пол мокрый (видимо, к приезду журналистов не успел просохнуть), но трупный запах все равно никуда не делся. Почти в каждой миске, как и говорил Бектемисов, есть еда и вода. Судя по всему, клетки животным к приезду журналистов почистили, но на некоторых все равно можно было увидеть кровавые следы. Ощущение от пребывания в изоляторе, так скажем, не самое приятное: кругом лай собак, словно говорящий о предстоящей смерти. Некоторые клетки в изоляторе пустовали, в других находилось по несколько животных, множество щенков. В этот день, видимо, еще никто не выезжал на отлов, поэтому собак было не так много.
В какой-то момент бдительные зоозащитники увидели, что в одной из клеток стояла чашка с какой-то зеленой жидкостью и куском целлофана внутри. Миску долго не хотели доставать и показывать. К общественникам даже пришлось подойти заместителю директора изолятора Жылкелды Тлесбаеву. Он заявил, что собаки не сидят на месте и это, скорее всего, шерсть туда попала.
"Вы же понимаете, что это антисанитария, отсюда инфекции?! Должна быть чистота, явно воду не меняли несколько дней", - обратилась к нему член рабочей группы при Общественном совете Алматы Юлия Снегирева.
"Эти животные обречены на смерть! Какую чистоту вы хотите?!" - ответил эмоционально Тлесбаев.
"Рабочие должны работать, а вы их задерживаете", - продолжил он.
Позже Снегирева рассказала, что сам Тлесбаев на одной из встреч признался, что действительно условия содержания животных не соответствуют стандартам, сотрудников набирают без квалификации, пояснив, что "какой контингент пойдет на такую работу, вы сами знаете".
На мероприятие присутствовал и заместитель управления сельского хозяйства и ветеринарии Алматы Нурлан Карабатыров, который попытался прокомментировать информацию о негуманном обращении с животными при их отлове. Чиновник заверил, что управлением решается эта проблема. "Во-первых, мы планируем построить производственную базу с питомником для содержания животных, административное здание для работников предприятия, которое будет соответствовать всем международным требованиям. Во-вторых, мы работаем с обществом защиты животных "Добрый город". На сегодня два раза провели мастер-класс. Они показывают, как надо обращаться с животными, как надо транспортировать их", - объяснил Карабатыров.
Если говорить о цифрах, то в 2016 году по Алматы отловлено свыше 22 тысяч голов собак и кошек, из них возвращено владельцам 340 собак и 17 кошек. С начала 2017 года отловлено 9 205 собак и 53 кошки, возвращено владельцам 370 собак и 12 кошек. Больше всего собак обитает в Алатуском районе, меньше всего их в Бостандыкском и Алмалинском районах. В основном собак находят в частном секторе.
Как признался сотрудник по отлову собак Бахыт Нурбеков(он даже журналистам продемонстрировал свою производственную травму - собака откусила палец), на работе приходится порой очень тяжело. "Животных, конечно, жалко. А что поделать? Представьте, что если бы никто этим не занимался? Я работаю уже больше десяти лет", - поделился он. Все рабочие утверждают, что не было случаев, чтобы отловленные собаки умирали до приезда в изолятор, правда при этом отводят глаза. Нурбеков также рассказал, что им платят зарплату в размере 110 тысяч тенге (со всеми вычетами получается 96 тысяч тенге). "Не было такого, чтобы собаки умирали до приезда", - убеждал журналистов рабочий.
Бахыт Нурбеков
Много вопросов у городской прокураторы вызвала и политика финансирования отлова бродячих животных. Так, например, на отлов и утилизацию одного животного выделяется 6 865 тенге, в данную сумму включено все содержание предприятия (зарплата, налоги, ГСМ, корм, усыпление животных). Но прокуроры сделали вывод, что на реальный отлов, содержание и усыпление одного животного уходит не более 542 тенге, а все остальное - это содержание предприятия.
"Согласны ли вы с этим выводом?" - поинтересовались журналисты.
"К этому вопросу я подготовился", - говорит Бектемисов (показывает листок с цифрами).
"Прокуроры имеют в виду размер оклада по закону о госслужащих, а мы работаем по закону о госимуществе, где система премирования определяется по-другому. Мы государственное коммунальное предприятие на праве хозведения. Мы законно работаем. Они так говорят, потому что этой суммой возмущаются зоозащитники, мои, опять же, "друзья", - заключил собеседник.
Подготовила Василина Атоянц
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также