ПОДЕЛИТЬСЯ
13 апреля 2017 | 19:06
"Либо выполнят, либо не выполнят". Как Бозумбаев назначал "героев" завтрашнего дня
Вчера министр энергетики Канат Бозумбаев посетил с рабочим визитом Шымкентский НПЗ, где ознакомился с ходом реконструкции завода. На мероприятие пригласили и журналистов, которые также увидели строящиеся и уже завершенные объекты. Похоже, что долгожданная модернизация, сроки проведения которой переносились несколько раз, все же будет завершена. Руководители завода пообещали министру, что к 2018 году проект будет полностью готов.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Вчера министр энергетики Канат Бозумбаев посетил с рабочим визитом Шымкентский НПЗ, где ознакомился с ходом реконструкции завода. На мероприятие пригласили и журналистов, которые также увидели строящиеся и уже завершенные объекты. Похоже, что долгожданная модернизация, сроки проведения которой переносились несколько раз, все же будет завершена. Руководители завода пообещали министру, что к 2018 году проект будет полностью готов.
Реализация проекта по модернизации и реконструкции завода в Шымкенте была запланирована в два этапа. Первый этап направлен на обеспечение выработки моторного топлива по экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5, и он почти достиг своего логического конца. Второй - на увеличение глубины переработки нефти и достижения проектной мощности в 6 миллионов тонн в год.
В конце марта этого года закончились строительно-монтажные работы на самом крупном технологическом объекте первого этапа - установка изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья. В настоящее время там идут пусконаладочные работы. Как было отмечено в ходе визита министра, в конце июня будет запущен выпуск высокооктановых бензинов и дизельного топлива экологических классов К-4, К-5 (аналог Евро-4 и Евро-5). Второй этап, как и сам проект модернизации, планируется завершить до июля 2018 года.
©Владимир Дмитриев
Как признался Бозумбаев, сроки модернизации Шымкентского НПЗ в значительной степени растянулись. Министр отметил, что первоначально проект должен был быть сдан в 2016 году, что вызвало закономерный вопрос "В чем причина и кто за это будет отвечать?"
"Завершение проекта модернизации планировалось в 2016 году, но в докладе вы отметили, что теперь планируется двумя годами позже срока. Чем это обусловлено?"- поинтересовался министр у вице-президента по переработке нефти и газа АО НК "КазМунайГаз" Данияра Тиесова.
"Я хотел бы рассказать вам, Канат Алдабергенович (Бозумбаев - прим. авт.), о ходе истории модернизации завода, тем более здесь присутствуют представители средств массовой информации, которые постоянно спрашивают, почему так долго идет модернизация. "КазМунайГаз" совместно с CNPC зашли на завод в 2007 году, у каждого проекта существуют определенные стадии, технико-экономическое обоснование было закончено 7 декабря 2009 года (...). Это ТЭО было разработано на основе технологии каталитического крекинга. После этого мы начали делать второе ТЭО на основе другой технологии - гидрокрекинга, на что ушел еще один год. Потом нужно было окончательно определиться, какую технологию выбрать. Эта работа у нас была завершена в 2011 году. Два года заняли мероприятия по разработке проектно-сметной документации, получение госэкспертизы, разрешения на строительство и так далее. Все это завершили лишь в конце 2013 года".
В итоге, как пояснил Тиесов, только в 2014 году они приступили непосредственно к строительству.
"Задержка произошла из-за вопросов организации финансирования. На сегодняшний день эта работа по-прежнему продолжается. Сейчас финансируем проект за счет займов участников. То есть это 400 миллионов долларов КМГ, столько же - CNPC. В июле эти деньги заканчиваются. Теперь мы ожидаем получить банковское финансирование. Планируем подписать заем на один миллиард долларов. Это китайские деньги, но в сделке будет задействован Банк развития Казахстана, - продолжил он. - У нас была надежда нагнать за счет более быстрой работы подрядчика, и мы ставили ему эту задачу, но подрядчик не смог этого сделать и сам создал определенные отставания в связи с незнанием нормативов и правил Республики Казахстан. На их изучение, перевод и освоение было потрачено много времени. Начали позже на год и на год позже заканчиваем".
©Владимир Дмитриев
После основных докладов Бозумбаев начал с пристрастием задавать уточняющие вопросы.
"Сколько человек сейчас на площадке?" - спросил Бозумбаев у президента ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продактс" Цзян Ши.
"4000 человек", - ответил он.
"Когда проезжал, не заметил этих людей. Куда спрятали их?" - с легкой иронией поинтересовался Бозумбаев у китайской стороны.
"У нас много участков, эти люди работают там", - пояснил Цзян Ши.
"Необходимые квоты, лицензии получены? Вам надо помогать?" - продолжал задавать свои вопросы Бозумбаев.
"Сейчас, когда все приведено в соответствие с законодательством двух стран, проблем возникнуть не должно. Сейчас нас поддерживают на всех уровнях власти. Если проблемы будут, то мы к вам обратимся", - добавил Цзян Ши.
Приняв отчет обоих руководителей, министр перешел к главному - определению "героев" и их подвигов.
"Я не зря вас об этом спрашиваю. Получается, что у вас по трудовым ресурсам проблем нет. С поставкой оборудования проблем нет. Финансирование должно быть полностью обеспечено в мае-июне. В этих условиях сегодня вы можете обещать, что проект полностью закончите в следующем году? Закончите строительство в марте, продукт будет готов к июлю 2018 года. Я не зря говорю это вам. В пятницу ко мне приезжает президент CNPC. Мы будем вести переговоры о том, что многие контракты CNPC заканчиваются через несколько лет. И одним из условий их продления будет поставлена реконструкция НПЗ. Мы не будем ничего продлевать, если не убедимся, что она закончена. И я ему скажу, что вы дали мне гарантию. Казахстанская сторона (от "КазМунайГаза" персональную ответственность будут нести вице-президент по переработке и вице-президент нефтеперерабатывающего завода, прим.авт.) будет нести ответственность перед правительством, а китайские подчиненные (от CNPC - президент нефтеперерабатывающего завода, прим.авт.) перед своими акционерами. Также речь идет не только об их ответственности перед заказчиками, это еще и вопрос политической ответственности", - резюмировал свою позицию министр энергетики и заметно поднял температуру встречи.
©Владимир Дмитриев
"Мы понимаем, что это дело не только экономическое, но и политическое", - отметил Цзян Ши.
"Хорошо, что вы понимаете. Я вашу гарантию услышал", - добавил Бозумбаев.
"Страна должна знать своих "героев", которые либо выполнят, либо не выполнят взятые на себя обязательства. У нас очень жесткая позиция по этому вопросу. Сроки модернизации больше сдвигаться не будут. Поэтому нужно придерживаться жесткого графика. Обратной дороги и другого выбора у нас нет. Дальше этот завод модернизироваться не будет", - жестко констатировал министр.
Позже министр энергетики, уже в кулуарах, пояснил журналистам, что "если эти люди сорвут сроки, то, наверное, по меньшей мере они не должны будут сидеть на своих местах. А подрядчик в соответствии с контрактом должен будет понести соответствующие штрафные санкции".
Канат Бозумбаев. ©Владимир Дмитриев
Шымкентский нефтеперерабатывающий завод был построен в 1985 году. Его проектная мощность составляет 5,25 миллиона тонн нефти в год. Завод вырабатывает 30 процентов нефтепродуктов от общего годового объема, производимого тремя НПЗ Казахстана. Всего проектом модернизации ШНПЗ предусмотрено строительство и реконструкция 11 технологических установок и 29 объектов общезаводского хозяйства.
В скором времени министр энергетики планирует посетить Атырауский и Павлодарский НПЗ.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также