1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

"Люди спускаются туда и гибнут". Что не так с шахтой имени Костенко

Интересная и полезная статья ✅ "Люди спускаются туда и гибнут". Что не так с шахтой имени Костенко ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

"Люди спускаются туда и гибнут", - заявила одна из родственниц погибших рабочих в день трагедии на шахте имени Костенко. Ее эмоциональная речь прервала выступление представителей "АрселорМиттал Темиртау". 

"Вчера почему об этом не думали? Что, мало взрывов было на шахтах?" - продолжила она. Слыша ее слова и глядя на сам актовый зал, понимаешь, что проблемы шахтеров остаются нерешенными долгие годы. Ведь даже окна в помещении, где собрали родных шахтеров, выглядят абсолютно удручающе. Обшарпанный пол, запечатанные целлофаном рамы, старые деревянные двери. Это здание как будто кричит о том, что проблемы местных работников давно никого в "АрселорМиттал Темиртау" не интересуют. Корреспонденты Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова и Турар Казангапов запечатлели состояние шахты имени Костенко и вспомнили детали забастовки на шахте "Казахстанская". 

Строительство шахты имени Костенко было начато 18 мая 1934 года. Ввели ее в эксплуатацию 8 мая 1942 года. Названа она в честь Ивана Акимовича Костенко - одного из первопроходцев Карагандинского угольного бассейна. 

В 1971 году коллектив шахты был награжден орденом Ленина. Возможно, поэтому на пропускном пункте и на самом здании шахты до сих пор красуется герб с изображением вождя пролетариата.

Ленин тут и на местной доске почета.

Отголоски советского прошлого чувствуются на всей территории шахты имени Костенко.

В 1996 году шахта вошла в состав угольного департамента ОАО "Испат Кармет", ныне АО "АрселорМиттал Темиртау". 

Попав внутрь здания, понимаешь, что ремонта тут не было, кажется, с того самого 1996 года. 

Мой отец - Танрберген Абилмажитов - работал на этой шахте и часто привозил меня сюда. Он один из 13 бастовавших здесь в 1995 году шахтеров.

Тогда, в 1996-1998 годах, мне все казалось тут таким фундаментальным. И я отчетливо запомнила интерьер здания. Оказавшись здесь почти через 27 лет, застала ту же самую картину. Практически ничего не изменилось.

Это одна из женских уборных в здании шахты. 

Вы сами видите, в каком состоянии санузлы... 

Пока в актовом зале родные шахтеров ожидали новостей об их судьбе, внизу, на первом этаже, устраняли прорыв на водопроводной трубе. 

В 17:40 в здании шахты вовсе отключилось электричество. 

Родственники шахтеров, находившиеся в актовом зале, сидели в темноте около 20 минут и читали последние новости со своих телефонов. 

В такой тишине и темноте особенно отчетливо был слышен плач.

И становились заметнее закрытые полиэтиленовой пленкой окна. 

Видимо, таким методом тут пытались утеплить деревянные рамы. Но из-под них все равно дул пронизывающий осенний ветер.

Похожую картину мы видели на шахте "Казахстанская" в декабре 2017 года. Тогда там проходила забастовка.

Тормозок от всей страны. Как проходила забастовка на шахте "Казахстанская"

Тогда меня и моего коллегу-фотографа Турара Казангапова в здание завели сами шахтеры, так как охрана "АрселорМиттал Темиртау" не запускала журналистов. Благодаря рабочим мы смогли запечатлеть не только детали самой забастовки, но и состояние шахты.

К примеру, это раздевалка, где переодеваются и оставляют свои вещи шахтеры.

Шахтерские ящики будто и не менялись со времен Советского Союза. 

Все было пропитано производственной пылью. 

 Душевые.

Более наглядно ситуацию с отсутствием ремонта на шахте описывают следующие фото.

Этой надписи, что на нижней фотографии, наверное, не меньше 35 лет. 

Вот лифт, спускающий шахтеров под землю.

Казахстан. Караганда. Декабрь 2017 года.

На этом фото из более свежего по времени только надпись ArcelorMittal, плакаты и таблички "Осторожно, скользкий пол".

Сейчас многие заявляют о том, что инвесторы никак не вкладывались в развитие и модернизацию производства, капитальные ремонты и не создали условий для рабочих. С 1996 года прошло ровно 27 лет. С момента забастовки на шахте "Казахстанская", когда рабочие требовали у "АрселорМиттал Темиртау" улучшений условий их труда, прошло почти 6 лет. 

"Здесь каждое рабочее место продается. Люди спускаются туда и гибнут. Вот в чем проблема. Ни стыда ни совести у вас. Как вы вообще сюда вышли в глаза смотреть. А вчера почему не думали об этом? Что, мало взрывов на шахтах было? Что нужно сделать, чтобы предотвратить эту беду? Вам все равно. Запомните, существует бумеранг. У вас есть дети, внуки. И вопрос лишь в том, будут ли они внизу... Или наверху, продавать рабочие места?" - говорит громко одна из родственниц погибших шахтеров 28 октября 2023 года.

"Прошу, пойдемте на опознание". Трагедия на карагандинской шахте имени Костенко

На фото выше - шахта имени Костенко. Это место несколько дней назад забрало жизни 46 казахстанцев. 

Как теперь тут будут заботиться о защите интересов наших граждан?

Напомним, 28 октября в правительстве заявили, что достигли предварительной договоренности с акционерами АО "АрселорМиттал Темиртау" по передаче права собственности на предприятие в пользу Республики Казахстан. Позже в компании подтвердили договоренность и обещали завершить сделку как можно скорее. Президент Казахстана назвал "АрселорМиттал Темиртау" "самым худшим в нашей истории с точки зрения сотрудничества с правительством предприятием".  

Текст: Айгерим Абилмажитова. Фото: Турар Казангапов. 

Реклама
Реклама