Как рождается «крылатый» металл
Истории Аксуского завода ферросплавов
Истории актюбинских заводчан
Кто работает на Павлодарском алюминиевом заводе?
Истории Донского горно-обогатительного комбината
Истории Аксуской электростанции
Истории шахтеров АО "Шубарколь комир"
Истории «ТрансКома»
Истории рабочих ERG Service
Истории ССГПО
Мечтала быть
кондитером,
а стала токарем.
кондитером,
а стала токарем.
Истории "ТрансКома"
2025 год объявлен Годом рабочих профессий.
Об этом в Послании сказал Президент страны Касым-Жомарт Токаев.
Кто они, казахстанцы, работающие на комбинатах и заводах?
В специальном проекте "Непростая работа" мы рассказываем о людях труда и их интересных профессиях. Говорим о тех, кто любит и умеет работать руками.
Пойду учиться, а там разберусь
В ремонтном цехе шумят станки, в воздухе витает запах горелой металлической стружки. За станком милая дама мастерски вытачивает очередную деталь. Это Наталия Сидорова. В ТОО "ТРАНСРЕМВАГОН" она работает токарем уже двадцать лет.
"Я мечтала быть швеей или кондитером, но мама не хотела меня отпускать от себя учиться далеко. Были неспокойные 90-е годы, поэтому я пошла в училище, которое окончил мой отец и мой брат. Правда, когда мы с мамой пришли сдавать документы, оказалось, что место есть только на токаря. Кто такой токарь? Чем он занимается? Ни я, ни мама не представляли, но решили, что пойду учиться, а там разберусь. В процессе обучения заинтересовалась профессией. Мы же, как скульпторы, из железяки делаем детали. Порой, знаете, такая ювелирная работа бывает. У нас в группе было 10 девушек, и все окончили училище и работали по профессии. Я тоже пошла сначала на завод "Казогнеупор". Помню, первое время мужики прибегали посмотреть, как это девушка за станком работает. Потом привыкли", - вспоминает Наталия.
— Не думали сменить профессию на более женственную?
— Поначалу хотела, но потом прикипела к профессии. Плюс на "Огнеупорах" у меня был замечательный наставник Владимир Юрьевич Суварков. Он терпел все мои слезы, когда у меня что-то не получалось. Да, было и такое. Очень был терпеливый, все рассказывал, показывал и можно сказать, что именно он привил мне любовь к токарному делу.
— Поначалу хотела, но потом прикипела к профессии. Плюс на "Огнеупорах" у меня был замечательный наставник Владимир Юрьевич Суварков. Он терпел все мои слезы, когда у меня что-то не получалось. Да, было и такое. Очень был терпеливый, все рассказывал, показывал и можно сказать, что именно он привил мне любовь к токарному делу.
В руках Наталии обычная болванка виртуозно превращается в высокоточную деталь. Глядя, как она обращается со станком, диву даешься.
"Я когда в "ТрансКом" пришла, тут уже две девушки токарями работали, поэтому мне было не одиноко. У нас очень замечательный коллектив. Это важно в любой работе, когда тебя поддерживают, помогают, понимают. Сначала мы на стареньком станке работали втроем в три смены. Потом нам привезли получше станок, а сейчас у нас парк токарный очень хороший. Я работаю на болгарском токарно-винторезном станке. На нем можно и сверлить, и нарезать резьбу. Точу в основном мелкие детали: шайбы, валики, втулки, болты крепления. От моих деталей зависит безопасность вагона. Да, они мелкие, но их много".
Наталия Сидорова
— Какими качествами нужно обладать, чтобы быть токарем?
— Важно быть внимательным, точным и спокойным. Вытачивание деталей — довольно кропотливая и монотонная работа. И тут нужно быть терпеливым, а еще иметь техническое мышление.
— А травмы случаются?
— Если внимательно все делаешь, то нет. Главное — заточить правильно резец, чтобы стружка шла не на тебя. Нужно знать станок, какую подачу, обороты, скорость дать. Для каждого метала свои обороты подбирать надо. Секретов в работе много, но за столько лет я их все освоила.
Наталия делится секретами мастерства с молодыми ребятами. Всегда готова подсказать, помочь. Учеников у нее много, но вот девушек среди них нет. Нынешнее поколение женщин не спешит в токари. А в свободное время Наталия любит заниматься чисто женской работой: выращивать цветы, печь и гулять со своей собакой.
— Важно быть внимательным, точным и спокойным. Вытачивание деталей — довольно кропотливая и монотонная работа. И тут нужно быть терпеливым, а еще иметь техническое мышление.
— А травмы случаются?
— Если внимательно все делаешь, то нет. Главное — заточить правильно резец, чтобы стружка шла не на тебя. Нужно знать станок, какую подачу, обороты, скорость дать. Для каждого метала свои обороты подбирать надо. Секретов в работе много, но за столько лет я их все освоила.
Наталия делится секретами мастерства с молодыми ребятами. Всегда готова подсказать, помочь. Учеников у нее много, но вот девушек среди них нет. Нынешнее поколение женщин не спешит в токари. А в свободное время Наталия любит заниматься чисто женской работой: выращивать цветы, печь и гулять со своей собакой.
ТОО "ТРАНСРЕМВАГОН", где работает Наталия, входит в состав Транспортной группы "ТрансКом". Компания ремонтирует грузовые вагоны и является одной из самых технически оснащенных вагоноремонтных компаний Казахстана. Расположена она в промышленной зоне города Рудного в Костанайской области.
А вы знали, что колесные пары вагонов быстро изнашиваются? Их срок службы всего 5-7 лет. Потому что они несут на себе массу всего вагона и воспринимают все удары от неровности пути. А еще все детали вагонов обязательно проходят дефектоскопию, то есть проверяются на трещины и другие изъяны.
А вы знали, что колесные пары вагонов быстро изнашиваются? Их срок службы всего 5-7 лет. Потому что они несут на себе массу всего вагона и воспринимают все удары от неровности пути. А еще все детали вагонов обязательно проходят дефектоскопию, то есть проверяются на трещины и другие изъяны.
Чем только не занимались
Компания "ТрансКом" началась с пяти человек и одного кабинета. А сегодня —
это ведущий казахстанский логистический оператор, который перевозит грузы по всему миру.
это ведущий казахстанский логистический оператор, который перевозит грузы по всему миру.
"В компанию я пришел в 1994 году. Нас тогда было пять человек. Занимались чем придется: экспедирование, отправка вагонов. Мы брались за все, чтобы заработать деньги. Было сложное время, но благодаря нашему руководителю Эдуарду Каплану нам удалось попасть в один важный проект. Это была гуманитарная помощь по поставке сельхозтехники из Израиля в Казахстан. Приходили кормосмесители для колхозов и совхозов в контейнерах, а мы развозили их по стране на машинах. Этим мы занимались несколько лет. Этот проект позволил компании встать на ноги.
В 1997 году мы подписали договор с "Казахстан темир жолы", получили код экспедитора, официально зарегистрировались и могли оплачивать транзитные перевозки. Постепенно у нас появились заказы в странах СНГ и Дальнего зарубежья. А в 1998 году мы стали возить грузы предприятий ERG. Конечно, это был новый уровень. Мы сразу увеличили штат, и работа закипела. Спустя два года образовался оператор вагонов с собственным подвижным составом — ТОО "ТрансКом"", - рассказывает начальник отдела по экспедированию ЖД перевозок Игорь Головин.
В 1997 году мы подписали договор с "Казахстан темир жолы", получили код экспедитора, официально зарегистрировались и могли оплачивать транзитные перевозки. Постепенно у нас появились заказы в странах СНГ и Дальнего зарубежья. А в 1998 году мы стали возить грузы предприятий ERG. Конечно, это был новый уровень. Мы сразу увеличили штат, и работа закипела. Спустя два года образовался оператор вагонов с собственным подвижным составом — ТОО "ТрансКом"", - рассказывает начальник отдела по экспедированию ЖД перевозок Игорь Головин.
Игорь Головин с коллективом
Сегодня у "ТрансКома" большой собственный парк подвижного состава, где есть полувагоны, окатышевозы, думпкары, цементовозы, контейнеры и жд платформы. И, конечно же, все это хозяйство требует ремонта и содержания. Поэтому в 2003 году и образовалось ТОО "ТРАНСРЕМВАГОН", а спустя год на базе Экибастузского локомотивного депо было создано еще одно предприятие — ТОО "Береке", которое занимается ремонтом железнодорожных вагонов, магистральных электровозов, маневровых локомотивов и путевой техники.
Кайрат Аскаров как раз работает в ТОО "Береке" слесарем по ремонту подвижного состава. На предприятие он попал случайно. Пригласили попробовать, а он и не отказался. Так и остался на предприятии. Говорит, сразу увлекло. Тем более, что специальность его как раз связана с железной дорогой.
"Работаю в бригаде ударно-тяговых устройств. Это нелегкий труд, и здесь большая ответственность, потому что от наших устройств зависит безопасность движения поездов. Этим меня профессия и привлекла!
Что мне дала моя профессия? В первую очередь, ответственность, трудолюбие и целеустремленность. Главный критерий в вагонном хозяйстве – это безопасность. Ты относишься к работе не спустя рукава. Тут идет уже закалка характера. Кроме того, на нашем предприятии неплохая зарплата, что тоже немаловажно. И возможность карьерного роста есть, руководство поддерживает в этом и всегда идет навстречу.
Я дорожу своей профессией. Наверное, мечта каждого работника – стать руководителем, как минимум мастером цеха. Высшее образование я пока не получил, но в следующем году буду поступать на высшее по вагонному хозяйству".
Что мне дала моя профессия? В первую очередь, ответственность, трудолюбие и целеустремленность. Главный критерий в вагонном хозяйстве – это безопасность. Ты относишься к работе не спустя рукава. Тут идет уже закалка характера. Кроме того, на нашем предприятии неплохая зарплата, что тоже немаловажно. И возможность карьерного роста есть, руководство поддерживает в этом и всегда идет навстречу.
Я дорожу своей профессией. Наверное, мечта каждого работника – стать руководителем, как минимум мастером цеха. Высшее образование я пока не получил, но в следующем году буду поступать на высшее по вагонному хозяйству".
Наш милый директор
6 декабря ТОО "ТрансКом" отмечает свой 24-й день рождения. В арсенале компании 16 000 единиц подвижного состава, 2 вагоноремонтных депо, более 800 высококвалифицированных специалистов и 55 млн тонн перевозимой продукции ежегодно. Но самое главное — это профессиональный коллектив.
Татьяну Набокину в компании знают все. Она прошла трудовой путь от оператора по учету вагонного парка до директора департамента по ремонтной деятельности. Руководить мужским коллективом — это вам не шутки, но Татьяна отлично справляется.
Татьяну Набокину в компании знают все. Она прошла трудовой путь от оператора по учету вагонного парка до директора департамента по ремонтной деятельности. Руководить мужским коллективом — это вам не шутки, но Татьяна отлично справляется.
"Работать в "ТрансКом" меня пригласил мой преподаватель с колледжа Волков Александр Иванович, он уже там работал. Я тогда практически без опыта была. И вот уже 21 год пролетел. Когда пришла работать, парк составлял 595 вагонов, сегодня более 16 тысяч. Начинала оператором по учету вагонного парка, потом перешла на позицию инженера, после занимала должность заместителя начальника службы по ремонту вагонов, потом стала начальником отдела. И вот уже год директор департамента по ремонтной деятельности. Назначение на эту должность для меня было полной неожиданностью. Когда сообщили о новом назначении, то с одной стороны обрадовалась, а с другой — и ответственности прибавилось и забот", - рассказывает Татьяна.
— Сложно руководить мужским коллективом?
— Непросто. За этот год я стала жёстче. Спасибо коллективу, они во всем стараются помогать и поддерживают меня. Многому пришлось учиться в процессе. Самое сложное — делегирование. Привыкла все делать сама. А тут объемы другие, поэтому пришлось осваивать новые инструменты управления.
От эффективности нашего департамента зависит выполнение заявленных объемов перевозок грузов. Основная задача подразделения — содержание парка вагонов в технически исправном состоянии, необходимом для обеспечения перевозочного процесса. Поэтому каждый день у нас идет борьба по снижению нерабочего парка.
Татьяна Набокина
Чтобы все звенья работали, как часы
В мире логистики, где конкуренция беспрерывно нарастает, компания "ТрансКом" продолжает интенсивно расширяться. И в этом большая заслуга коммерческого директора Тимура Мухамедова.
"В августе исполнилось 16 лет, как я работаю в "ТрансКоме". Начинал рядовым инженером по организации экспортных перевозок. Сейчас компания известна не только в Казхстане, но и на международном уровне. Мы организовываем перевозки практически по всему миру.
"До этого у меня был небольшой опыт работы в логистической компании, но здесь многому пришлось учиться в процессе. Новые направления перевозок, новые порты, командировки в Китай, Европу. Мы ездили на заводы, которые производят продукцию, знакомились с людьми, узнавали технологию работы каждого предприятия в части изготовления и отгрузок готовой продукции. Мы старались расширить географию наших перевозок и оптимизировать расходы по доставке грузов потребителям в США, Европе, Азии. Роль логиста ценна тем, что ты делаешь все, чтобы твоя компания была конкурентной, получила прибыль и расширила географию перевозок. Гордость берет, когда говорят, что мы лучшие. "ТрансКом" первый и единственный в РК оператор, который организовывает перевозку через территорию Китая более 500 тыс. тонн и в сам Китай более 5 млн. тонн груза ежегодно", - говорит Тимур Мухамедов.
Рабочий день логиста и директора наполнен звонками, решениями оперативных моментов, поездками. От них зависит, чтобы все звенья в рабочей цепочке работали как часы.
Тимур Мухамедов
ТОО "ТрансКом" было создано как оператор собственного подвижного состава, целью которого было обеспечить транспортную безопасность Евразийской Группе. Но после объединения с ENRC Logistics и МЭК Транссистема в 2015 году, "ТрансКом" стал крупнейшим транспортно-логистическим оператором на территории Казахстана.
Eurasian Resources Group (ERG) – международная группа компаний. Одна из ведущих в сфере добычи и переработки природных ресурсов. Это треть горно-металлургического комплекса Казахстана, а также один из ключевых поставщиков электроэнергии. Компания ежегодно обеспечивает работой 169 тысяч человек – это каждое 40-е рабочее место в стране. В этом году ERG отмечает 30 лет своей деятельности в Казахстане.
Материал подготовлен при поддержке ERG