Совместный проект
Как рождается «крылатый» металл
Истории Аксуского завода ферросплавов
Истории актюбинских заводчан
Кто работает на Павлодарском алюминиевом заводе?
Истории Донского горно-обогатительного комбината
Истории Аксуской электростанции
Истории шахтеров АО "Шубарколь комир"
Истории «ТрансКома»
Истории рабочих ERG Service
Истории ССГПО

Металлурги любят погорячее...

Как рождается "крылатый" металл
Это еще одна наша история в рамках спецпроекта "Непростая работа" о людях рабочих специальностей. Тех, кто любит и умеет работать руками. И сегодня мы расскажем о тех, кто производит алюминий.
Трудно поверить, что когда-то алюминий был конкурентом золота и серебра?! Да-да! С 1860-ых годов представители французской элиты даже мечтали есть алюминиевыми приборами на банкетах у Наполеона III (племянника того самого Бонапарта). Ведь такие приборы подавали только почетным гостям или членам королевской семьи. Все остальные гости обходились золотыми или серебряными приборами.
Алюминиевые приборы/фото pikabu.ru
Алюминиевая погремушка, изготовленная для Наполеона III/фото pikabu.ru
Французский император был настолько влюблен в металл, что даже решил экипировать свою армию алюминиевыми касками и доспехами. Он пригласил к себе известного французского промышленника Анри Этьена Сент-Клера Девиля и попросил его реализовать проект, заплатив немалую сумму денег из императорской казны. Этот факт считают первой государственной инвестицией в развитие производства алюминия.
Сегодня алюминиевые ложки, вилки и кастрюли уже не пользуются спросом так, как раньше. Да и каждый, кому за 35, пожалуй, помнит серую, отлично гнущуюся и быстро нагревающуюся алюминиевую ложку. Не очень приятные воспоминания. Сегодня на наших кухнях другая посуда, а алюминий используют совсем для других целей. Он есть и в наших телефонах, и компьютерах, и даже космических ракетах.

Но обо всем по порядку.
Химики открыли алюминий в 1820-х, но получить чистый алюминий из руды оказалось непросто и очень дорого. Его добывали в буквальном смысле этого слова по крупицам – по граммам. Алюминиевая революция произошла гораздо позже, когда ученые – химики и физики смогли понять, как можно получать алюминий из глиноземов тоннами.
Из глиноземов его получают и сегодня. В Казахстане есть два завода, непосредственно связанные с производством алюминия. Первый – это Павлодарский алюминиевый завод. Здесь из бокситов производят глинозем – сырье для производства алюминия. О нем мы рассказывали в предыдущих материалах. Но произвести глинозем - это только полдела. Чтобы получить первичный алюминий, надо "прогнать" из глинозема кислород. Для этого через него пропускают мощный ток. А этим уже занимаются на другом казахстанском заводе – электролизном. Этот завод, скажем так, сердце промышленного алюминиевого кластера страны.
Казахстанский электролизный завод
Рождение "крылатого" металла
Молодое, перспективное и, кстати, единственное в Казахстане предприятие выросло уже в наше время, в 2007 году. Тогда же был получен первый алюминиевый слиток. Этот процесс металлурги красиво называют рождение "крылатого" металла. Почему крылатого? Потому что алюминий – незаменимый металл для производства различных летательных аппаратов. Спустя два года казахстанский алюминий был зарегистрирован на Лондонской бирже металлов, заняв свою позицию на мировом рынке.
Александр Стахив пришел на завод через год после его открытия, 17-летним студентом-практикантом. Этот волнительный момент он помнит до сих пор.
"Первый день практики. Необычно, интересно и, конечно, страшно. Оказалось, что теория - одно, практика - совсем другое. Мы теорию хорошо знали, например, что сила тока 320 тысяч ампер, но как это практически выглядит, не представляли. А кода мы увидели электролизеры, что по ним проходит такая высокая сила тока, а люди свободно ходят между ванн, для нас было дико".
Александр Стахив
Свою профессию электролизного гидрометаллурга Александр выбрал с перспективой на будущее. Специалистов этой профессии в лицее готовили с прицелом на потребности электролизного завода. А если студент еще и имел красный диплом, то на заводе ему сразу присваивали 5 разряд. Поэтому красный диплом, смеется Александр, студенты называли путевкой в жизнь. Теперь мужчина давно уже не студент и не практикант. Кажется, что он знает о производстве алюминия абсолютно все. Он рос и развивался вместе с заводом и сейчас работает начальником корпуса А-В серии электролиза алюминия. А еще на заводе он встретил свою любовь.
"Тяжело первые несколько лет, потом привыкаешь. Я работаю как раз в цехе, где происходит процесс электролиза алюминия. Это единственный цех, где очень высокие температуры".

А теперь про температуру

Вы любите теплые ванны? А вот металлурги любят, когда погорячее. Температура электролизной ванны, которую "принимает" алюминий, 950 градусов! Процесс получения металла, происходит таким образом: глинозем засыпают в ванны (электролизеры) с расплавленным криолитом, который создаёт токопроводящую среду при температуре 950 градусов, в результате жидкий алюминий собирается на дне ванны. Одна такая ванна производит более 2,5 тонны алюминия в сутки.
Электролизная ванна (электролизер), где происходит процесс электролиза алюминия.
После этого алюминий обрабатывается в миксерах и отливается в слитки весом 20 килограммов. Их называют чушками.
Обратите внимание, что рядом с ваннами металлурги работают в специальных костюмах. Они защищают рабочих от перегрева. Такой костюм способен выдержать капли или искры металла до 800 градусов.
Чтобы получить одну тонну алюминия, необходимо около 500 кг анодов (электродов). Анод – расходный материал для производства алюминия. Это 70-килограммовый блок черного цвета. Сначала аноды поставляли из Китая, но потом решили выпускать свои – made in Kazakhstan и создали собственную линию по их производству.

Производство анодов

Аноды made in Kazakhstan


Даутбек Жусуппаев одним из первых запускал печь по обжигу анодов. Он пришел на завод в 2011 году, только окончив университет. Новый цех строился на его глазах. Для Даутбека это было грандиозным событием.
"Когда закончилось строительство, мы с иностранными специалистами запустили печь в работу, это была такая радость и гордость! Почти каждый кирпич с нашим участием был заложен. Кто бы мог подумать, месяц назад мы были еще студентами, а теперь участвуем в строительстве такого большого, грандиозного и единственного в Казахстане производства", – говорит Даутбек.
Даутбек Жусуппаев
Профессию металлурга он выбрал осознанно, понимая, что будет работать на производстве. А на втором курсе на кафедру пришло письмо, где говорилось о строительстве нового завода в Павлодаре и о наборе молодых специалистов. Это был отличный шанс для студентов получить работу.
"В 2011 году на 4 курсе нас пригласили на экскурсию на КЭЗ, показали стройплощадку, где был фундамент того цеха, где я сейчас работаю. И мы с ребятами сразу написали заявление о приеме на работу. Была тревожность, неуверенность. Я деревенский парень, родился в ауле, для меня это было все новое. И вот уже 13 лет я здесь", – говорит Даутбек Жусуппаев, начальник отделения обжига Казахстанского электролизного завода.
Так, с 2015 года завод сам обеспечивает себя анодами. Во-первых, это снизило себестоимость производства алюминия, а во-вторых, увеличило долю казахстанского содержания, вытеснив сырьевой импорт. Сейчас цех выпускает 25 анодных блоков ежечасно.
"Кстати сырьё для производства анодов у нас тоже казахстанское – это каменноугольный пек из Темиртау и нефтяной кокс из Павлодара. Любое производство, конечно, требует усилий, но и очень интересное. Например, у нас есть гидравлический пресс для анодов, аналогов которого даже в мире нет. Сначала анод зеленый, еще до обжига. Вес его достигает до тысячи килограммов. Потом его обжигают в печи. Там он находится от 13 до 18 суток".
Цех по обжигу анодов
Цех по обжигу анодов – огромное помещение с разным оборудованием. Но самая масштабная и важная здесь – это печь обжига открытого типа, состоящая из 50 камер. Внутри нее 1 050 градусов. Процесс производства непрерывный. 24 часа 7 дней в неделю. Меняются только люди. Печь для обжига не останавливают ни на секунду. Свою работу она прекращает только в одном случае – во время капремонта. В цехе по производству анодов работает 260 человек, на самом электролизном – 2 300.

"Моя фотография изображена на фасаде
при въезде в цех электролиза алюминия"

Мастер смены серии электролиза Елдос Жумабеков еще в школьные годы определился, что его билет в будущее это рабочая профессия. И не прогадал.
"В 11 классе передо мной встал вопрос о выборе профессии. Тогда я решил, что останусь в родном городе. И так как наш город промышленный, я выбрал профессию металлурга, а именно направление цветной металлургии. Поступил в университет на грант и уже на третьем курсе проходил практику на КЭЗ, здесь мне очень понравилось, и я приложил все усилия, чтобы остаться на предприятии. Сегодня я горжусь своей профессией металлурга и понимаю, что она является одной из тяжелых, но очень важных для развития нашей страны. Быть металлургом – авторитетно. Всегда с гордостью говорю, что я металлург и работаю на заводе", говорит Елдос.
Получив профессию металлурга, в 2019 году Елдос трудоустроился в цех электролиза алюминия оператором автоматизированного процесса производства алюминия. Благодаря стараниям и профессионализму, повысил свой разряд до шестого, затем был назначен бригадиром, а сегодня он мастер смены. Увлеченный своей работой, как это и подобается настоящему профессионалу, металлург считает, что главное всегда стремиться к лучшему.

"Моя фотография изображена на фасаде при въезде в цех электролиза алюминия. Я этим горжусь, и конечно, чувствую на себе большую ответственность перед заводом, перед коллегами. В этом есть и дополнительная мотивация двигаться только вперед", – говорит Елдос.
Елдос Жумабеков
Литейщик цветных металлов Бакытжан Уаханов ежедневно выполняет самую брутальную, мужскую работу – на горячем ленточном узле. Он выливает раскаленный металл из миксера в конвейер. Любовь к заводу и профессии ему привил старший брат Суат Солтаниманов, который трудится здесь много лет.
"Он всегда очень хорошо отзывался о предприятии и своих коллегах - простых работящих парнях. И я захотел быть одним из них. И вот однажды он мне сказал, что у них появилась вакансия. Я не раздумывая подал свое резюме. С тех пор я один из них, прикладываю все усилия в производство крылатого металла. В работе мне нравится то, что я принимаю непосредственное участие в производстве алюминия и являюсь настоящим металлургом и очень этим горжусь. Важно и то, что предприятие оказывает нам социальную поддержку в виде премий, тринадцатой зарплаты, а также открывает ряд возможностей в получении новых знаний, знакомств, и участие в профессиональных форумах и тренингах", - делится Бакытжан.
Бакытжан Уаханов

Никакого дыма

Кстати, когда слышишь слово завод, представляешь себе здание с дымящими трубами, которые выбрасывают в воздух тучи вредных частиц. На электролизном все по-другому. Со стороны кажется, что завод законсервирован – никакого дыма. Все потому, что здесь установлены газоочистные установки норвежской компании с эффективностью до 99,4%.
"Степень улавливания, например, фтористого водорода и твердых фторидов составляет 99,3-99,4%. Очистка выбросов происходит методом сухой сорбционной очистки с использованием глинозема, являющегося сырьем для производства алюминия. Технология, разработанная норвежской фирмой, представляет собой двухступенчатый процесс, выполненный по принципу противотока свежего глинозема в рукавных фильтрах, где он взаимодействует с отходящими газами путем контролируемой рециркуляции в реакторе газоочистки и в последующем вовлекается в производственный процесс", – говорит эколог Амиржан Бакенов.
Амиржан Бакенов
А еще на КЭЗе есть интересная практика – здесь поощряют идеи. И не просто на словах, а финансово. На заводе работает такая своеобразная фабрика идей. Например, Александр Стахив придумал, как уменьшить расход сырья при загрузке электролизера. Как итог, сэкономил деньги предприятию и получил вознаграждение. Также на КЭЗе он получил 3-комнатную квартиру в рамках специальной программы для сотрудников завода.

Казахстанский электролизный завод является флагманом отечественной металлургии и входит в десятку лучших среди 200 подобных алюминиевых гигантов в мире.
Eurasian Resources Group (ERG) – международная группа компаний. Одна из ведущих в сфере добычи и переработки природных ресурсов. Это треть горно-металлургического комплекса Казахстана, а также один из ключевых поставщиков электроэнергии. Компания ежегодно обеспечивает работой 169 тысяч человек – это каждое 40-е рабочее место в стране. В этом году ERG отмечает 30 лет своей деятельности в Казахстане.

Материал подготовлен при поддержке ERG

Трудно поверить, что когда-то алюминий был конкурентом золота и серебра?! Да-да!С 1860-ых годов представители французской элиты даже мечтали есть алюминиевыми приборами на банкетах у Наполеона III (племянника того самого Бонапарта). Ведь такие приборы подавали только почетным гостям или членам королевской семьи. Все остальные гости обходились золотыми или серебряными приборами.