04 августа 2017 | 11:58

Не наши санкции

27 июля Сенат США подавляющим большинством голосов принял законопроект об ужесточении санкций против России. Спустя неделю документ подписал Дональд Трамп. Сам Трамп законом недоволен. В его официальном заявлении говорится, что президент сомневается в конституционности некоторых положений, а также опасается, что закон может осложнить отношения с другими странами. Сам закон, в частности, подразумевает ужесточение санкций в отношении российских нефтегазовых компаний, банковского сектора и госкомпаний.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

27 июля Сенат США подавляющим большинством голосов принял законопроект об ужесточении санкций против России. Спустя неделю документ подписал Дональд Трамп. Сам Трамп законом недоволен. В его официальном заявлении говорится, что президент сомневается в конституционности некоторых положений, а также опасается, что закон может осложнить отношения с другими странами. Сам закон, в частности, подразумевает ужесточение санкций в отношении российских нефтегазовых компаний, банковского сектора и госкомпаний.

Реклама
Реклама

Ранее Россия уже объявила о введении ответных мер в отношении Вашингтона: власти приняли решение сократить число американских дипломатов, работающих в России, на 755 человек. Кроме того, с 1 августа был закрыт доступ к американской посольской даче в Серебряном Бору.​

Напомним, в марте 2014 года США, не согласные с действиями России в ходе украинского кризиса, ввели санкции в отношении ряда российских граждан и организаций. Позднее к США присоединились ЕС, Канада и другие страны.  

Корреспондент Tengrinews.kz совместно с экспертами объясняет, как антироссийские санкции повлияют на Казахстан. 

В самом общем виде эти санкции существенно ужесточают действующий санкционный режим против России. В этой связи я бы отметил три принципиальных момента. Во-первых, для крупных российских компаний в нефтяной сфере ("Газпром нефть", "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Роснефть", ЛУКОЙЛ) закрывается доступ к нефтегазовым технологиям США (запрещается поставка оборудования и технологий для новых глубоководных или арктических шельфовых проектов в России, если к ним имеют отношения граждане или компании, подпадающие под санкции - прим. авт.). Для "Газпром нефти" и "Роснефти" также сокращается срок кредитования в американских банках с 90 до 60 дней (в изначальной версии предлагалось сократить этот срок до 30 дней, а срок допустимого кредитования российских госбанков сокращается с 30 до 14 дней - прим. авт.). 

Правда, эти компании и ранее были ограничены в возможностях, и российские компании уже научились жить в новой реальности. Однако новые санкции еще больше осложнят им жизнь. По сути, ключевая отрасль российской экономики - нефтедобыча, окажется еще в более затруднительном положении.

Во-вторых, закон накладывает существенные ограничения на возможности России по экспорту энергоресурсов. Например, накладываются санкции на лиц, которые намерены вложить крупные инвестиции в строительство российских экспортных трубопроводов, либо собираются предоставить проектам услуги, технологии или иную поддержку (стоимость каждой из которых в отдельности превышает 1 миллион долларов или их агрегированная стоимость превосходит 5 миллионов долларов в течение одного года - прим. авт.). 

При этом важный момент - эти санкции распространяются не только на американские компании, но и на любые другие. Безусловно, это заметно сокращает желание иностранных компаний работать с российскими проектами. Так, закон представляет угрозу для реализации проекта "Северный поток-2" (проект подразумевает доставку газа по дну Балтийского моря напрямую в Германию - прим. авт.), который имеет очень важное значение для Москвы.

В-третьих, новые санкции предусматривают ограничение сделок с участием российских военных учреждений и спецслужб. Законом предусмотрены санкции против физических и юридических лиц, включая иностранцев, которые активно контактируют с российскими военными организациями (сторонам таких сделок будет ограничена выдача кредитов американскими финансовыми организациями; получение госконтрактов; проведение банковских или валютных транзакций, а также сделок с имуществом; санкции вводятся против российских финансовых учреждений и их сотрудников, которые взаимодействуют с президентом Сирии Башаром Асадом; активы таких лиц будут заморожены, действующие американские визы аннулированы, а въезд в США закрыт - прим.авт.). 

Следует отметить, в документе прописано, что президент США не может отменить или ослабить санкции в отношении России без согласования с Конгрессом. Если раньше санкции принимались в форме президентского указа, в этот раз новый пакет ограничительных мер оформлен в виде закона. В совокупности это означает, что санкции весьма сложно будет отменить.

Весьма примечательно, что за новый пакет санкций Конгресс (Сенат и Палата представителей США) проголосовал почти единогласно. Сей факт почти не оставляет шансов для Трампа проводить какую-либо смягченную линию в российском направлении.

В то же время известно, что Трамп подписал закон о санкциях с оговоркой, сопроводив его специальным заявлением. В нем говорится, что закон является "ущербным" и администрация будет выполнять его до тех пор, пока это не противоречит конституции США. Подобная юридическая формулировка указывает на то, что у администрации Трампа остается некая свобода интерпретации того, как именно будет выполняться новый закон. Однако здесь не следует переоценивать возможности главы Белого дома.

Таким образом, принятие США нового пакета антироссийских санкций еще раз свидетельствует о том, что какой-либо разрядки, не говоря уже о потеплении, а тем более прекращения санкционной борьбы, в отношениях Москвы и Вашингтона в среднесрочной перспективе нам ожидать не следует.

- Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК - Лидера Нации Жумабек Сарабеков

Одним из последствий новых санкций США может стать ухудшение ситуации с российским рублем, что напрямую отразится и на казахстанской валюте, учитывая тесные экономические связи между Казахстаном и Россией. Другим краткосрочным последствием новых санкций может стать ухудшение контактов США и России по Сирии, что отнюдь не способствует процессу мирного урегулирования.

Если говорить о нефтяных проектах Казахстана, где есть доля российских компаний, попавших под санкции, у нас проблем не возникнет. Новые санкции США не распространяются на уже действующие энергетические проекты. Однако, как показывает ситуация, конфликтный потенциал в отношениях России и США далеко не исчерпан. В таком случае не исключено, что антироссийские санкции могут быть расширены. Поэтому казахстанской стороне важно тщательно проанализировать риски и принимать меры по управлению ими.

- Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК - Лидера Нации Жумабек Сарабеков

Если на секунду забыть про санкции против России, то по всем экономическим законам вроде бы все налаживается: цены на нефть приличные, цены на металлы идут вверх, доллар упал вниз почти на 6 процентов ко всем валютам - евро, фунт, иена и прочие. И вдруг рубль и тенге летят вниз. Что случилось? А случилась политика. Случилось принятие закона о санкциях в Конгрессе США и подписание его Трампом. Сначала о рубле. Рубль не выдержал плохих новостей, потому что враз все финансисты стали выводить из разных российских активов и бумаг деньги. Тенге как вторая валюта единого экономического пространства пал жертвой того же и тех же.

В основном задача антироссийских санкций состоит в том, чтобы подорвать долгосрочное развитие России, ликвидировать многие источники доходов на долгие годы вперед. Санкции направлены очень точно против российских банков и нефтяного рынка России, то есть бьют по самому больному - по карману. Почему бы и не ввести санкции на поставки всякой техники и комплектующих, чтобы создать трудности оборонной промышленности России? Нет. Их это не интересует сегодня. 

Собственно, а какое дело Казахстану до санкций против России? Ответ сложный, но в целом, печальный. Позитив один, к нам могут придти западные иностранные компании, которые хотели работать в России, но сейчас напрямую это сделать уже не могут. Надежда есть, но маловато. 

Минусы для Казахстана тоже очевидны. Хотя конкретно на наши нефтяные доходы санкции не повлияют. Но, например, санкции запрещают развивать трубопроводную инфраструктуру России. У нас есть Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), по которому идет если не львиная часть казахстанской нефти, то все равно довольно солидный процент. Трубопровод проходит по территории России и среди его участников есть и российские компании, и американские, и наши. Санкции говорят, что ничего развивать нельзя, а вот вдруг они решат какой-нибудь там насос заменить на новый? Не смогут, потому что санкции запрещают это делать. 

- Экономист Алмас Чукин

Здесь следует выделить два момента  экономический и политический. И оба фактора применительно к этой теме - негативные. В плане экономики, всем известно, что Россия - это та страна, с которой Казахстан, перво-наперво, стремится скоординировать свои макропоказатели, и потому что есть привязка тенге к корзине валют (в которой есть и рубль), и обещание главных банков координировать политику в ЕАЭС, и угроза импорта инфляции, равно как и стагнации через приток соседских товаров и услуг. Это тема интересная, наверняка, хотя бы один из государственных институтов в Казахстане глубоко анализирует эту тему. Но считать упущенные выгоды, это уже анализировать последствия, надо смотреть на причины, а они - политические. То, что сейчас происходит, это идеологическая война между западным и русским миром, на которой Казахстану - не место и, в среднесрочной перспективе, этому противостоянию не видно конца и края (вчера - это была украинская тема, сегодня - кибербезопасность, завтра - права меньшинств, всегда найдется что-нибудь). Здесь Казахстану нужно уловить три момента.

Во-первых, покуда Казахстан и Россия формируют костяк ЕАЭС и находятся в тесной экономической связке, Казахстан лихорадить будет всегда, это долго и неудобно, и, самое главное, неизбежно. Даже если сегодня антироссийские санкции касаются только лишь ограничений на ввоз в Россию технологий или запрет на въезд отдельным чиновникам - это, как минимум, уже создает отложенные ожидания у инвесторов, которые не смотрят отдельно только на рынок Казахстана, а уже на общий евразийский рынок. Во-вторых, именно для подачи положительного сигнала иностранным инвесторам Казахстану нужно четко артикулировать свои приоритеты во внешней политике. Безусловно, тяжело твердить миру одновременно о двух противоречивых вещах, что "Казахстан и Россия - это партнеры", но в некоторых вещах "наши мнения кардинально расходятся", однако, делать это придется, поскольку чем дальше Россия будет идти по пути изоляции или самоизоляции (как угодно), тем быстрее и глубже Казахстан будет засасывать в воронку сопутствующих событий. В-третьих, на мой взгляд, нужно приостановить муссирование таких ненужных вещей, как создание евразийской валюты или общего межпарламентского органа в ЕАЭС, это только усугубит ситуацию, ну, и, вообще, заставит напрочь забыть о понятии "национальная экономика".

- Экономист Газиза Шаханова

 


Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная