16 июля 2020 | 09:12

"Не просто этикетка". Карагандинец подарил вторую жизнь архивным фото семьи

Покупая тот или иной товар, мы редко обращаем внимание на его упаковку. Еще реже - на этикетку. Но бывают случаи, когда бирка - это не просто наклейка с названием бренда, но и уникальное архивное фото, хранящее в себе тайны XX века. В продолжение рубрики "История одной фотографии" редакция Tengrinews.kz расскажет удивительную историю репрессированной семьи, чьи фотографии стали лицом карагандинского бренда.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Покупая тот или иной товар, мы редко обращаем внимание на его упаковку. Еще реже - на этикетку. Но бывают случаи, когда бирка - это не просто наклейка с названием бренда, но и уникальное архивное фото, хранящее в себе тайны XX века. В продолжение рубрики "История одной фотографии" редакция Tengrinews.kz расскажет удивительную историю репрессированной семьи, чьи фотографии стали лицом карагандинского бренда.

Александр Ермаков - основатель кожевенной мануфактуры в Караганде. Он и члены его семьи занимаются изготовлением изделий из кожи. Наши читатели, возможно, помнят историю Александра, когда в 2019 году ему отказали в выдаче гранта на продвижение бизнеса, аргументируя "отсутствием новизны бизнес-идеи". 


Александр Ермаков. Фото: facebook.com/alexander.yermakov.77

После этой новости я и мой супруг решили приобрести у Александра пару кожаных сумок. Таким образом мы хотели поддержать дело карагандинского бизнесмена. Получив свой заказ, мы заметили, что к каждому изделию была прикреплена необычная этикетка, а точнее - вкладыш. 

На лицевой стороне была представлена ретрофотография, во внутренней части - приветствие от имени бренда и описание архивного изображения. 

Как оказалось, ретроизображения - это фотографии из архива предков Александра Ермакова. Всего сохранилось около двадцати ретроснимков. 

По словам Александра, его предки жили в Москве, Кингисеппе, Нижнем Новгороде, Туле и китайском Харбине. Но из-за революций, войн, репрессий и эмиграции они оказались в Казахстане.

"Девичья фамилия моей мамы - Гартунг. Это непростая фамилия. Среди них муж дочери Александра Пушкина, Марии. Она по мужу Мария Гартунг.  Мой прадед по линии матери Александр Гартунг со своей женой Эллой до революции жил в Москве. Прадед был начальником лесозаготовок Московской Казанской железной дороги, у меня сохранилось его рабочее удостоверение".

"Их дети Кирилл и Ольга родились в 1915 и 1916 годах. Во время Гражданской войны семья с волной белой эмиграции двигалась на восток. Переселение в китайский Харбин заняло три года, с 1919 по 1921 годы. Все это время они жили в разных городах в тяжелых условиях. Здесь у меня информации минимум, только записи Ольги Гартунг в ее анкетах, которые она писала уже в Китае при устройстве на работу. Семья жила на небольшой железнодорожной станции в двухстах километрах от Харбина. Прадед Александр Гартунг умер в 1935 году и похоронен где-то в Китае. Его супруга Элла дожила до 1968 года и похоронена в Караганде.

"Мой дед Кирилл жил в Китае до 1946 года. После попал в волну сплошных репрессий харбинцев, когда все эмигранты в Китае были признаны пособниками фашистов. Кирилл был арестован. Несколько лет он провел в лагере в Воркуте. Позже был перемещен в Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Чудом выжил благодаря лагерному повару, который тайком выдавал ему по ложке сахара. Тогда он весил всего 40 килограммов при росте в 170 сантиметров. Освободился из лагеря только в 1956-м, на волне реабилитации. Подавал просьбы о возвращении в Москву, но как репрессированный не имел права на проживание там. Все эти годы его мама, сестра и супруга оставались жить в Харбине, ничего не зная о судьбе Кирилла. Узнав о том, что он жив и находится в Казахстане, сразу поехали к нему. Хотя все их соседи в то время  эмигрировали в Австралию, Бразилию и США. Так половина моей семьи оказалась в Казахстане", - рассказал Александр.

По словам Александра Ермакова, линия по его отцу также была из репрессированных в 1937 году с Украины. Вторая же часть была из активистов, приехавших поднимать промышленность в Казахстан. Таким образом предки Александра оказались в Караганде, где и пустили свои корни.

Архивные фотоснимки и часть документов семьи сохранила двоюродная бабушка Александра - Ольга Гартунг. По ее словам, большинство дореволюционных фотографий и фамильных документов сгорели при пожаре в 1930 годах в Китае. В том числе скрипка Страдивари, которая, по ее словам, принадлежала семье Гартунг.

Отдельный интересный факт, по словам Александра, то, что в семейном фотоархиве есть портрет братьев Мураловых, сделанный в 1905 году, подписанный как "для друзей Александра и Эллы Гартунг".

"При этом Мураловы - старые революционеры. Николай Муралов - близкий соратник Ленина, о котором он часто упоминает в своих трудах. На фото в моем архиве его родные братья Захар и Александр. Я сделал это открытие всего пару лет назад, когда перебирал фотографии и решил узнать, кто такие Мураловы. Как они оказались близкими друзьями моих предков, белых эмигрантов, - большая загадка", - поделился Александр.

"Мы делаем вкладыши с архивными семейными фото, так как это дань нашей истории, истории предков. Каждая фотография - это история, полная потрясений двадцатого века. Мы очень трепетно относимся к каждому своему изделию, делая всю работу вручную. Поэтому для нас очень важны детали. Отсюда и такие, по нашему мнению, оригинальные этикетки товаров и названия бренда. Не какие-то придуманные легенды, а настоящие исторические факты", - добавил Александр.

Карагандинский бизнесмен выпускает изделия под брендом ER (Ермаков) с 2016 года. В планах Александра выход на международный рынок, для которого он намерен запустить второй бренд ALEX HARTUNG, в честь фамилии своей мамы. 

"Это очень амбициозно и даже, возможно, нереально для человека из Казахстана. Но мы решили покорять и международный рынок. Для этого нам требуется звучное имя, и желательно европейское. Поэтому мы решили выделить отдельный бренд - ALEX HARTUNG, используя девичью фамилию мамы Гартунг. Он сейчас проходит регистрацию торговой марки. Бренды будут отличаться стилями друг от друга. Бренд ER оставляет за собой дорожные сумки из мощной кожи - прочные, брутальные, иногда грубоватые по стилю. В ALEX HARTUNG будут входить женские сумки и аксессуары, а также мужские деловые сумки люксового уровня. Но у обоих брендов будут неизменные детали - это наши вкладыши с реальными историческими фотографиями наших предков", - делится дальнейшими планами карагандинский бизнесмен. 

Подготовила Айгерим Абилмажитова.

В материале использованы фотографии из личного архива семьи Ермаковых и Гартунг. 

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная