02 июня 2020 | 15:11

"Они себя называют "общаковскими пацанами" - полиция Нур-Султана о воровской романтике

Слово АУЕ предположительно означает - арестантский уклад един. Фото сделано в поселке близ Нур-Султана

Столичный полицейский рассказывает о тюремной романтике, которой сегодня увлечены некоторые молодые казахстанцы. Для большего погружения в тему в статье используется лексика, присущая воровской идеологии.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Столичный полицейский рассказывает о тюремной романтике, которой сегодня увлечены некоторые молодые казахстанцы. Для большего погружения в тему в статье используется лексика, присущая воровской идеологии.

Шел 2020 год. Человечество только начинало постепенно оправляться от последствий коронавируса. С больших трибун звучали речи, что наш мир уже не будет прежним. Страны осторожно вновь открывали свои границы. В США вспыхивала волна беспорядков из-за убийства полицейским афроамериканца, и в тех же Соединенных Штатах Илон Маск запускал космический корабль с астронавтами… А тем временем в Казахстане в отдельных кругах по-прежнему процветала так называемая тюремная романтика.

Реклама
Реклама

Людям, которые сегодня не сталкиваются с криминальным миром, может показаться, что вся эта блатная история осталась где-то в 90-х. Но эта "болезнь", пройдя сквозь два десятилетия, по-прежнему оказывает влияние на умы уже нового поколения казахстанцев.

"Обычно это начинается, когда молодой человек оканчивает школу и только собирается идти в университет. Вот именно в этом юном возрасте некоторые товарищи до нашего школьника доводят представление, что на самом деле сидеть в лагере, воровать и быть бандитом - это очень круто и почетно. Молодой, еще не окрепший ум это все переваривает, и примерно к 20 годам в сознании парня и появляется мнимая романтика криминального мира", - рассказывает начальник отдела криминальной полиции района Алматы города Нур-Султана Диас Кадыров.

Этот полицейский уже знаком нашим внимательным читателям. Именно он прошедшей зимой в деталях объяснял, каким образом воры обкрадывают квартиры столичных жителей.

"И вот, заинтересовавшись темой криминала, молодые люди начинают активно искать информацию, а сейчас в Интернете такого рода контента много, есть целые разборы о том, как "зайти" на зону, как вести себя в тюрьме. Ребята, насмотревшись и начитавшись всего этого, думают: "Ну вот, все, теперь если попаду в тюрьму, то я знаю, как правильно "зайти" на зону, знаю, что им всем сказать". Хотя на самом деле такого уже давным-давно нет, таких зон, где бы действовал воровской устав, уже нет. Если и есть где-то, то это отдельные проявления, носителями которых являются своего рода мамонты - люди, которые еще сели в 90-х и до сих пор там сидят", - уверяет капитан полиции.

Но молодежь, говорит наш собеседник, полностью доверяет таким "путеводителям" по воровскому миру из YouTube.

"Ребята начинают в это верить, начинают этому подражать и пытаться в глазах своих сверстников выглядеть блатными. Они себя называют "общаковскими пацанами". И на этой почве у нас с ними происходят примерно вот такие беседы:

- Почему вы называете себя общаковскими?

- А потому что мы скидываем общак (фонд взаимопомощи в среде преступного сообщества - прим. ред.).

- Куда скидываете общак?

- На зону.

- А кому вы даете деньги?

- Мыркымбаю даем (имя условное, в данной статье - вымышленное - прим. автора)".

Далее мы по оперативной информации берем этого условного Мыркымбая и начинаем с ним вести беседу. Мыркымбай говорит: "Я никакого хода на зону не имею". Оказывается, он ранее привлекался к ответственности из-за того, что когда-то украл в общежитии сотовый телефон кнопочный. Но при этом он себе выстроил легенду, что он настоящий вор, как говорят у них, вор по жизни, "отрицала", и начинает собирать с молодежи деньги.

При этом он понимает, что если он будет собирать деньги для себя, то это будет чистой воды вымогательство, поэтому он говорит им: "Это будет грев (деньги, продукты и прочее - прим. ред.) пацанам на зону. Это нужно для того, чтобы, если вы вдруг попадете в тюрьму, за вас педалили, чтобы у вас была зеленка. Под этим предлогом собирает у них деньги, а сам на эти средства спокойно живет, кайфует. Тратит эти деньги налево и направо", - рассказывает начальник отдела криминальной полиции районного управления.

Как только 18-20-летний парень, увлеченный тюремной романтикой, отдал эту дань, его внутренний мир преображается.

"Молодой человек думает, все, я Мыркымбаю отдал, он на зону грев закинул, и я теперь общаковский пацан. При этом в их сознании появляется мысль, что они чуть ли не всю зону кормят, ежемесячно скидываясь деньгами со стипендии. Они сами создают себе этот миф.

А нужно понимать, что деньги с таких наивных студентов собираются немалые. Посудите сами. Сейчас стипендия составляет порядка 35-36 тысяч тенге, а если у тебя повышенная, то это порядка 50 тысяч. Даже если каждый сдаст по пять тысяч, получится хорошая сумма", - отмечает капитан полиции.

При этом он говорит, что как таковое понятие "грев" если и есть сегодня, то оно очень утрированное.

"Бывает, что действительно квалифицированные воры, которые занимаются своей преступной деятельностью на протяжении многих лет, зная, что когда-нибудь они попадутся и их железно посадят, начинают уделять внимание тем заключенным, которые отбывают наказание. Вот они как раз и отправляют на зону так называемый грев.

Но грев этот не деньги, не какие-то материальные ценности. Это простая посылка с чаем, печеньем, конфетами и сигаретами - все. Могут раз-два в год эту передачу привезти и сказать, мол, это для моего друга. И таким образом этот квалифицированный вор уже будет уверен, что если он попадется, то его друг в тюрьме может за него замолвить слово, мол, ребята, давайте его поддержим, он, помните, нам чай со сладостями отправлял, когда нам было тяжело. Вот такое бывает", - поясняет капитан полиции.

Проверка передачки в исправительном учреждении

А тем временем условный Мыркымбай с доверчивых студентов собирает немалую сумму, которой, если брать во внимание все вышесказанное, хватило бы, чтобы обеспечить не одну тюрьму чаем и печеньем. Но тратит эти деньги он на себя.

"Мыркымбай собирает с ребят деньги и на два дня пропадает. Оказывается, что все это время он снимает где-нибудь квартиру, начинает гулять, пить, есть, веселиться за их счет. Возвращается через два дня и с деловым видом говорит ребятам: "Я купил все, что нужно для грева, отвез, куда надо, все шикарно, за вас теперь на зоне знают". И молодые люди еще больше окрыляются, вот это да, думают они, на зоне теперь меня знают. Получается, какой-то преступник, сидящий на зоне, который кого-то изнасиловал или убил, становится для них авторитетом. Эти молодые люди теряют голову, и у них не хватает критического мышления понять, что они возводят в культ, по сути, падшего человека", - рассуждает полицейский.

Но что самое печальное, говорит он, так это то, что вот так молодые люди, введенные в заблуждение тюремной романтикой, сами незаметно для себя становятся на криминальный путь и попадаются полиции.

Более того, они продолжают верить и в Мыркымбая, и в общак, и в грев до тех пор, пока сам Мыркымбай в присутствии полиции не признается молодежи: "Все это была афера, я вас обманул".

А тем временем наш студент, увлекшись воровской романтикой и совершив свою первую кражу, понимает, что его репутация уже запятнана. Постепенно он начинает погружаться в криминальный мир. Он ворует, потом садится в тюрьму - так продолжается снова и снова. А после 35, имея несколько судимостей, он, как правило, себя чувствует уже больным и разбитым, как прежде гастролировать он уже не может, потому что его уже вся страна знает, семьи у него нет.

Он остается никому не нужный, начинает бомжевать, употреблять наркотики, спивается. И в конце концов в возрасте 40-45 лет этот человек умирает от передозировки, цирроза печени или просто замерзает где-нибудь зимой", - рисует нерадужную картину капитан полиции Кадыров.

А ведь начиналось все со здорового, полного сил старшеклассника.

Кстати, свидетельством того, что криминальная романтика все еще не канула в лету, может служить недавняя спецоперация, которую КНБ и МВД провели в самый разгар карантина. Члены ликвидированных ОПГ придерживались воровской идеологии.

Подготовил Ренат Ташкинбаев

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная