10 апреля 2023 | 06:42

Плиты на балконах, "Кошкин дом" и мозаики. Чем удивляет Астана?

Немало астанчан и гостей города ограничивают изучение столицы и прогулки по ней лишь набережной реки Есиль и новой левобережной частью. Однако есть те, кто обошел Астану буквально вдоль и поперек: от окраин до неприметных двориков и закоулков. Одним из таких исследователей является основатель платформы Fading.TSE Темиртас Искаков. Благодаря его пешим прогулкам по городу астанчане узнают немало интересного о столице. Вот уже второй раз он согласился провести небольшую экскурсию для корреспондентов Tengrinews.kz и показал, что у города есть душа, а также немало удивительных деталей. Стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Немало астанчан и гостей города ограничивают изучение столицы и прогулки по ней лишь набережной реки Есиль и новой левобережной частью. Однако есть те, кто обошел Астану буквально вдоль и поперек: от окраин до неприметных двориков и закоулков. Одним из таких исследователей является основатель платформы Fading.TSE Темиртас Искаков. Благодаря его пешим прогулкам по городу астанчане узнают немало интересного о столице. Вот уже второй раз он согласился провести небольшую экскурсию для корреспондентов Tengrinews.kz и показал, что у города есть душа, а также немало удивительных деталей. Стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам.

Нашу прогулку мы начали на проспекте Женис. Как и в прошлогоднем репортаже, Темиртас показал нам так называемый индустриальный дизайн города, который вы вряд ли встретите где-то еще. 

На первый взгляд сразу и не поймешь, что же тут интересного. А дело вот в чем. Во второй половине прошлого столетия, когда появился запрет на использование газовых баллонов в советских квартирах, на местном заводе осталось много выпущенных, но не проданных газовых плит.

Металлические детали этих плит - варочная поверхность, боковины и крышки - в итоге были использованы для облицовки балконных перегородок. 

Вот такое необычное решение для использования невостребованных плит придумали архитекторы. Они по-прежнему украшают балконы. 

Наш фотокорреспондент Турар Казангапов вспомнил, что не один год снимал квартиру в одном из этих домов, но никогда не обращал внимание на эту деталь. 

Пройдя еще немного по проспекту Женис, можно увидеть телевышку. В наши дни у большинства фотографов есть квадракоптеры, благодаря которым они снимают панорамы города. Однако полвека назад таких технологий не было. Целиноградские фотожурналисты взбирались на эту телевышку и делали снимки с высоты птичьего полета.

Вот примеры работ фотожурналиста Нурмухамата Имамова, о нем мы писали в одной из наших публикаций. Ну а ниже несколько снимков, сделанные им с телевышки в 1963 году.

На этих снимках видно, как застраивалась правобережная часть будущей столицы Казахстана. Кажется, что стройка в Астане не заканчивалась никогда, ведь сейчас подобные пейзажи можно наблюдать на левом берегу, где возводятся новые районы с жилыми комплексами.

На снимке ниже можно заметить элеватор. Он стоит и даже функционирует до сих пор. К нему-то мы и направляемся далее. 

Но сначала Темиртас показал нам несколько интересных деталей на улице Молдагуловой. 

На этом доме по-прежнему сохранилась табличка со старым названием улицы и прежним номером многоэтажки. 

Ну а если зайти во двор и внимательно посмотреть на дверь одного из подъездов, можно заметить кое-что еще. 

Эти детали, по словам Темиртаса, были сняты с тепловоза. Как он сам предполагает, в этом подъезде мог жить или живет человек, работавший в вагонно-ремонтном депо или на вокзале. Слева логотип чешского завода машиностроения и электротехники, справа – герб СССР. К двери они были прикручены, судя по всему, для красоты. 

"Знаменитые чехословацкие трамваи Татра КТ4 до сих пор возят пассажиров в Темиртау и Усть-Каменогорске. Они также составляли большую часть трамвайного депо Алматы (до 2015 года). В Целинограде ЧКД стала известна благодаря прибывшим сюда тепловозам, которые они производили", - рассказал исследователь.

А вот и тот самый (с архивного снимка Имамова, который мы показали выше) первый зерновой элеватор Акмолинска.

По словам Темиртаса, в 1960-е годы нему был пристроен новый производственный корпус из сборного железобетона. Именно на нем сейчас красуется легендарная надпись на русском и казахском языках: "Целина поднята - подвиг продолжается". По своей высоте и размерам с этим элеватором в середине прошлого века долгое время не могли сравниться никакие жилые или общественные здания города.
В годы освоения целины элеватор и хлебоприемный пункт осуществляли приемку зерна со всей области. В казахстанских полях и пунктах приема зерна трудились тысячи добровольцев со всего СССР.

На строении сохранен и даже подкрашивается по сей день рисунок с колосьями и надписью.


Студенты Московского института пищевой промышленности на уборке урожая в Акмолинске. 1958 год. Фото предоставлены платформой Fading.TSE.

Возвращаемся на проспект Женис и заходим на территорию агротехнического университета. Многие видели его лицевую сторону с проезжей части. Но самое интересное таится здесь, где сохранился исторический облик. Это здание является первым высшим учебным заведением Акмолинска и области, открытое в 1957 году. 

Вот как оно выглядело раньше.

К слову, на территории университета есть другое, не менее интересное строение. Неоклассическое здание, которое построено в 1949 году, как гласит надпись на фасаде. Сейчас это факультет общественных профессий. Но многим выпускникам данного вуза он известен как студенческий клуб или "Кошкин дом".

"Студенческая байка гласит, что в университете училась студентка Кошкина, которую отчислили, но она устроилась в клуб работать то ли гардеробщицей, то ли уборщицей. И якобы в честь ее фамилии студенты прозвали это здание Кошкиным домом. По другой версии, из-за того что здесь проводились танцы, и дом этот ходуном ходил, как в сказке. Но как мне сообщила одна из бывших преподавателей факультута, здание прозвали в народе по фамилии заведующей Котовой", - рассказывает Темиртас.

Прогуливаемся по району далее. Еще одна отсылка к периоду, когда город назывался Целиноградом, - экстерьерные щиты с изображениями колосьев, украшающие балконы по сей день.

В квартале Алтынсарина (Тимирязева) - Кутпанова (Линейная) - Алтынемел (Либнехта) - Есенберлина (Монина) сохранился целый квартал двухэтажных кирпичных жилых домов, которые были построены в 1950 году для работников Министерства путей сообщения СССР.

Заглянув внутрь и изучив подъезды, можно сделать вывод, что жильцы, как могут, ухаживают за местом, в котором обитают.

А ведь такой чистоты и свежего ремонта, пусть и не с современным дизайном, не увидишь даже в некоторых новых жилых комплексах.

На придомовых территориях некоторые разбивают огороды и цветники. Наверняка летом здесь по-своему красиво и уютно.

О том, где находится следующая художественная композиция, Темиртас попросил не рассказывать в публикации. Скажем лишь, что она очень тщательно скрыта от глаз прохожих и, к сожалению, постепенно разрушается.

"С одной стороны изображен парень, с другой – девушка. Композиция города, отсылки к целиноградскому периоду, цветы, орнаменты, колоски пшеницы, заводы и так далее. Лицо девушки посредине, к сожалению, разрушилось. Эта работа, шамот с глазурью, предположительно, выполнена целиноградским художником Элдаром Бордзикашвили. Однако достоверно неизвестно, чья это работа. Ни в каких каталогах ее нет", - рассказывает Темиртас Искаков.

"Мне об этой работе рассказали подписчики. Была задумка сохранить ее и передать музею. Но вопрос в том, как ее отсюда демонтировать, чтобы окончательно не доломать?" - задается вопросом исследователь.

А это одна из двух сохранившихся в городе водонапорных башен. Обе находятся в частных руках. Конкретно эта когда-то использовалась для заправки поездов водой. 

Вторая, такая же, более известна горожанам, так как расположена в исторической части Астаны, на улице Кенесары, и принадлежит ресторану.

До следующего объекта нам пришлось немало проехать на автомобиле в промышленный район города. Сейчас здесь частное общежитие, но раньше это был административный корпус знаменитого завода "Казахсельмаш" с главной проходной. На нем пока еще сохранились два мозаичных панно: "Труд" и "Октябрь". Монументальная композиция из смальты выполнена художником Василием Товтиным.

На одной из них (более разрушенной) изображена тема революции и становления Советского союза. Если приглядеться, можно разглядеть лицо Ленина.

"На второй мозаике отражена тема труда: детали сельхозмашин, рабочие и крестьяне. Завод "Казахсельмаш" был основан в 1969 году на базе цеха завода "Целиноградсельмаш" как часть этого производственного объединения – крупнейшего в СССР предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Завод выпускал сеялки, культиваторы, запчасти к сельхозмашинам, товары садово-огородного и спортивного назначения и так далее", - рассказал исследователь.

Вот как это место выглядело полвека назад.


Административный корпус и проходная завода "Казахсельмаш". 1971 год.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

"В этом месте когда-то был мощный промышленный комплекс: лесообрабатывающий завод, керамический комбинат, завод "Казахсельмаш", чугунно-литейный завод, завод ЖБИ, ДСК и многие другие. Один из немногих, действующий по сей день - это вагонно-ремонтный завод. Некоторые из цехов используются разными, более мелкими предприятиями. Другие пустуют и постепенно разрушаются", - резюмировал Темиртас Искаков.

Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов, а также с сайта imamov.kz и из архива платформы Fading.TSE.

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная