Прожили вместе 60 лет и умерли с разницей в неделю. Записки реаниматолога

Иван Сухоруков Старший корреспондент-редактор
Юлия Милова Корреспондент
Роман Павлов Видеооператор, видеоинженер
Коллаж: ©️ Tengrinews.kz / Рауан Есентемиров

Работа в реанимационном отделении больницы считается одной из сложнейших в медицинской сфере. Именно сюда попадают люди в самых тяжелых, критических состояниях. Реаниматологам доводиться вытаскивать с того света и, наоборот, терять пациентов. Что при этом чувствует врач, страшно ли ему, как он относится к жизни и смерти? Карагандинский анестезиолог-реаниматолог и по совместительству блогер Тимур Омаров рассказал Tengrinews.kz о своих чувствах, поделился историями из практики, развеял мифы и объяснил, зачем он снимает рилсы на работе.

Работа в реанимационном отделении больницы считается одной из сложнейших в медицинской сфере. Именно сюда попадают люди в самых тяжелых, критических состояниях. Реаниматологам доводиться вытаскивать с того света и, наоборот, терять пациентов. Что при этом чувствует врач, страшно ли ему, как он относится к жизни и смерти? Карагандинский анестезиолог-реаниматолог и по совместительству блогер Тимур Омаров рассказал Tengrinews.kz о своих чувствах, поделился историями из практики, развеял мифы и объяснил, зачем он снимает рилсы на работе.

Кто такой анестезиолог-реаниматолог?

Тимуру Омарову 34 года. Он живет и работает в Караганде в Многопрофильной больнице имени профессора Макажанова – в отделении реанимации. Говорит, стать врачом ему посоветовала мама:

"Она мне с детства говорила, что я добрый, сочувствующий и всегда сопереживал тем, кто находился рядом. Поэтому по окончании школы я и не думал ни о каких других профессиях. Отучился, прошел путь от санитара до врача. И я ни разу об этом не пожалел".

Анестезиолог-реаниматолог, по словам Тимура Сабитовича, – это человек, который отвечает за жизнь пациента в самых уязвимых и критических моментах. 

"Мы находимся рядом во время операции. Проводим обезболивание. Наблюдение за всеми витальными (жизненными – прим. редакции) функциями пациента, такими как давление, пульс, содержание кислорода в крови. В реанимации мы не только проводим лечение, но и вытаскиваем пациентов с той самой грани, на которой они находятся. Ведь в реанимацию поступают пациенты в критических состояниях, а зачастую и в терминальных (пограничное состояние между жизнью и смертью – прим. редакции)", – объясняет врач.

Недавно Тимур Сабитович начал вести свой блог в социальных сетях. В нем он рассказывает истории из практики, отвечает на вопросы подписчиков, рассказывает о своей специальности. Он признался, что для него это возможность выговориться, рассказать обо всем, что накопилось:

"Каждую смену через нас проходит очень много боли, стресса, бессилия. Моим подписчикам нравится читать эти истории, они часто задают вопросы. Я стараюсь ответить всем, чтобы повысить осведомленность о профессии врача среди населения".

Потерял всю семью в ДТП, но держался

Истории, о которых наш собеседник рассказывает в своем блоге, действительно берут за душу. Некоторые из них закончились хорошо. Другие – трагически.

Один из рассказов Тимура Омарова о 86-летнем дедушке, который поступил в больницу с прободной язвой – это когда происходит прорыв стенки желудка или двенадцатиперстной кишки, из-за чего содержимое попадает в брюшную полость.

"Мы делаем ему быструю предоперационную подготовку, транспортируем в операционный блок, параллельно беседуем с ним, стараемся поддержать", - вспоминает доктор.

"И коллеги спросили: "Наверное, дома вас ждет ваша бабушка?" На что он ответил, что похоронил ее неделю назад. И что больше его здесь ничего не держит... После операции он так и не проснулся. Хотя она прошла в штатном режиме, все показатели были стабильными. Так бывает: успех зависит не только от врачей, но и от состояния самого пациента и его желания жить и выздороветь".

Фото предоставлено Тимуром Омаровым

Некоторые случаи, о которых рассказывает Тимур Сабитович, вдохновляют и заставляют задуматься. Например, история о 9-летнем мальчике, который потерял маму, отца и сестру в ДТП. В больницу его доставили в оглушенном состоянии, с закрытой черепно-мозговой травмой и открытым переломом ноги: 

"Постепенно он пришел в себя, мы с ним начали разговаривать. Врачей, медсестер и санитарок он знал поименно. Где-то старался помогать, разговаривал с другими пациентами и поддерживал их", – описывает доктор пациента и затем переходит к самому критическому моменту:

"Постепенно ему рассказали о его горе. Но он держался стойко. При переводе его в другое отделение мы все провожали его. Он каждому пожал руку и сказал, что тоже хочет стать врачом-реаниматологом, чтобы спасать жизни. Его стойкость и характер всем нам дали пример, каким сильным нужно быть".

А иногда выздоровлению могут помочь, казалось бы, самые обычные искренние извинения. Так случилось с 55-летней онкобольной, которая поступила в отделение Тимура Сабитовича с пневмонией:

"Назначаем лечение, подключаем антибиотики и кислород. Однако положительной динамики не наблюдалось. Она и сама была уставшая от химиотерапии, от своей болезни. Была поникшей. Словно смирилась. И тут пришла женщина, которая очень настаивала на том, чтобы с ней увидеться", – Тимур Омаров добавляет, что это пришла сестра пациентки, с которой они 10 лет были в ссоре. Главный врач разрешил пропустить ее:

"Сначала было молчание, потом слезы, объятия. Они долго разговаривали. После этого у пациентки началась положительная динамика в лечение. Есть лекарства, есть врачи, но есть еще и психоэмоциональное состояние, которое тоже очень важно для выздоровления".

О мифах, стереотипах и суевериях

По словам Тимура Сабитовича, существует множество мифов и стереотипов о его работе. Один из самых распространенных: врач-анестезиолог ничего не делает во время операции, а лишь вводит наркоз и после сидит в телефоне.

"Если врач-анестезиолог спокойно сидит, то все радуются. Потому что, если он начинает двигаться, взволнованно смотреть на показатели и суетиться, значит, что-то не так. Анестезиолог находится с пациентом от начала операции до полного пробуждения. Он следит за давлением, пульсом, дыханием, кровопотерей. И вовремя коррегирует все показатели", – объясняет врач.

А еще у многих есть страх, что они могут проснуться во время операции. Наш доктор сразу отмечает, что такое в наше время практически невозможно или случается крайне редко, так как сейчас в распоряжении врачей большое количество современной аппаратуры, которая следит в том числе и за глубиной наркоза. 

Во время наркоза. Фото предоставлено Тимуром Омаровым

"Меня часто спрашивают, есть ли пагубное воздействие наркоза на головной мозг. Многие пишут, что у них ухудшилась память. Кто-то говорит, что начали выпадать волосы. Одна девушка написала, что из-за наркоза она поправилась на 30 килограммов. Учитывая развитие анестезиологии, сейчас воздействие на организм человека минимальное. Препараты проходят все этапы клинических проверок, обладают минимум воздействия и выводятся из организма, не оставляя следов и не влияя на память", – заверяет Тимур Омаров.

В некоторых профессиях есть суеверия. Во врачебной сфере они встречаются нередко. Наш собеседник признается, что не суеверен, но о некоторых поверьях знает. Например, среди врачей не принято желать друг другу спокойного дежурства:

"Стоит такое пожелать, как начинается лавина звонков, поступлений тяжелых пациентов. Всегда так происходит. Есть также "закон парности". Если поступил какой-то случай, то в течение суток поступит такой же. Например, было так, что поступает человек с ножевым в сердце. Случай крайне редкий. В течение суток тогда поступил еще один такой же пациент. Таких примеров очень много. Не знаю, суеверие это или просто частое совпадение".

Доктор также делится, что у его коллег есть "счастливые" вещи, которые они надевают на сложные операции – это может быть халат, значок или колпак. 

Это интервью мы также записали в видеоформате для проекта "Монолог" на нашем YouTube-канале Tengri TV. В нем Тимур Омаров рассказал больше историй, поделился размышлениями о смерти и объяснил, как он сообщает о потере пациента родным и близким.

Рекомендации врача

Не все рекомендации докторов пациенты выполняют. Кстати, казусные случаи недопонимания между врачом и пациентом Тимур Омаров высмеивает в своем видеоблоге. А тем, кто читает это интервью, говорит, он был дал три совета:

"Во-первых, берегите свое здоровье. Не тогда, когда уже все запущено, а заранее. Профилактика – это не слабость, а мудрость".

Вторая рекомендация врача-реаниматолога:

"Всегда прислушивайтесь к своему организму и сигналам, который он дает. Он всегда сигнализирует, что что-то не так".

И третье пожелание:

"Заботьтесь о себе и о тех, кто рядом. Почаще говорите "люблю" и "прости", когда это нужно. Работая в реанимации, я часто видел тех, кто хотел бы это сказать, но уже, к сожалению, не мог. Наша жизнь очень хрупка и поэтому она очень ценна".

Говорит тот, кто знает.

____

Беседовала Юлия Милова.

Видео: Роман Павлов

Текстовая версия: Иван Сухоруков

Читайте другие интервью из проекта "Монолог":

"Украла два миллиона, чтобы сделать ставку". Как астанчанка поборола лудоманию и наркоманию"

"Ждал сердце семь лет. Алматинец рассказал о жизни после трансплантации"

А также смотрите их в видеоформате на нашем YouTube-канале.

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от автора
Как вы считаете, сложная ли работа у анестезиологов-реаниматологов?
news15
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама