Расширение дорог не поможет? Что спасет от пробок Астану
С наступлением осени и началом учебного года Астану парализовали автомобильные заторы. По утрам километровые пробки стоят на въезде в город, а движение по главным улицам столицы замедлилось в несколько раз. Огромные пробки стали неотъемлемой частью ежедневных дискуссий и недовольств астанчан. О том, что происходит на дорогах Астаны и как можно помочь горожанам, разбиралась корреспондент Tengrinews.kz.
9-балльные пробки парализовали столицу
Как сообщили в компании 2GIS, в первые рабочие дни сентября на дорогах Астаны образовались 9-балльные пробки. Согласно статистики, заторы на дорогах в разы увеличились по сравнению с августом. Осложнение дорожной ситуации особенно наблюдается в утренние часы пик.
"На первой неделе сентября в утренние часы пик пробки в Астане в среднем на один балл больше, чем утром в будни в августе. В последний месяц лета в утренние часы пик пробки в среднем были на уровне 8 баллов, в первые рабочие дни сентября в среднем - 9 баллов. В вечерние часы пик пробки в начале сентября в целом похожи на августовские, существенных изменений нет", - отметили в пресс-службе компании.
Согласно анализу 2GIS, в Астане пробки чаще всего возникают по понедельникам и пятницам. Самые неблагоприятные часы - 8:00, 9:00, 21:00.
Кроме того, в пресс-службе компании назвали менее загруженное время на дорогах столицы.
"Если проанализировать пробки с начала августа, то можно отметить, что вечером в среду в Астане пробки чуть меньше, чем в другие рабочие дни недели. В выходные дни уровень загруженности дорог в районе 5-6 баллов, пик приходится в период на 15:00, 17:00", - подчеркнули в компании.
"Школьники вышли на работу"
По мнению жителей столицы, причиной растянувшихся вдоль главных улиц масштабных заторов, послужило возвращение школьников за парты и приезд студентов из других регионов страны. Как сообщили в управлении образования Астаны, в сентябре к учебе приступили более 255 тысяч школьников, 34 тысячи студентов колледжа, а также более 67 тысяч студентов столичных вузов.
Следует отметить, что все большое количество учащихся в столице не только стало причиной километровых заторов, но и привело к давке учеников в школах Астаны. Ранее в соцстеях завирусились кадры давки более сотни детей в школьном коридоре, а позже появилось фото столпотворения уже из другой школы детей на лестнице.
Не проходит даром и строительство LRT в Астане. Строительство системы легкорельсового транспорта после длительного перерыва возобновилось в августе из-за чего на некоторых участках дорог сократили доступные для автомобилей полосы, ограничили движение и закрыли повороты. LRT планируют завершить в два этапа до 2026 года при условии ежемесячного финансирования. Общая стоимость проекта составит почти 2 миллиарда долларов.
Сколько машин на дорогах столицы
Со стартом активного делового сезона увеличилось и количество автомобилей на дорогах столицы. Как сообщили в Департаменте полиции Астаны, в столице порядка 430 тысяч автомобилей. Кроме того, ежедневно из области в город въезжают и выезжают дополнительно порядка 90 тысяч автомобилей, отметили в акимате города.
И это только официальные цифры.
Горожане начали отмечать участившиеся аварии на дорогах.
По информации пресс-службы ДП Астаны, всего за первую неделю сентября случилось 15 дорожно-транспортных происшествий. В ДТП пострадали более 17 человек, три человека погибли. По сравнению с аналогичным периодом в августе, количество дорожно-транспортных происшествий возросло на 5 случаев.
"С 1 по 8 августа 2023 года зарегистрировано 10 ДТП, в которых пострадали 11 человек, погибших нет. Строго соблюдайте ПДД, скоростной режим, безопасную дистанцию, правила маневрирования и боковой интервал. Также при управлении транспортными средствами призываем не пользоваться гаджетами. Позаботьтесь о принятии дополнительных мер для обеспечения личной безопасности при передвижении по дорогам", - призвали в пресс-службе полиции.
Корреспондент Tengrinews.kz поговорила с руководителем Центра урбанистики акимата столицы Елнаром Базыкеном, чтобы выявить, в чем главная проблема перманентного затора в городе, почему в городе все больше автомобилей, как это влияет на город и что с этим делать.
Необходимо отказаться от "человейников"
По словам эксперта, город столкнулся с достаточно быстрой урбанизацией, и количество используемого частного транспорта ежегодно растет.
"Сегодня у нас проживает больше 1 миллиона 400 тысяч человек, за последние три года в столицу переехало практически 300 тысяч человек. Те пробки образовались как раз-таки в результате того, что город быстро развивается. На сегодня в столице официально зарегистрировано более 400 тысяч авто, неофициальных гораздо больше. С каждым годом транспорт частный преобладает, и эта проблема будет только усугубляться", - отметил он.
Почему расширение улиц не работает
По мнению урбаниста, расширение улиц и дорог не решает проблему пробок, а, наоборот, усложняет ситуацию.
"Как показывает мировая практика, чем больше мы создаем условия для машин, тем больше их становится в городах. Если учесть мировую практику, то лучше развивать именно альтернативный вид транспорта, поэтому у нас в планах развитие общественного транспорта, строительство больше выделенных полос. Поэтому комментировать, что у нас в городе узкие улицы, наверное, будет некорректно, так как улицы у нас достаточно широкие, особенно на левом берегу. Сейчас в столице ведется строительство LRT, строятся выделенные полосы, велодорожки, и эти решения как раз-таки будут способствовать перемещению на общественном транспорте", - пояснил он.
Как отметил Базыкен, необходимо более качественно подходить к точечной застройке и отказываться от "человейников".
"Касательно "человейников". Быстрые темпы урбанизации повлияли на развитие жилищного фонда. Нужно больше создавать именно горизонтальные жилые здания, удобные и обеспечивающие комфорт жителям. Сейчас разрабатывается генеральный план столицы, до 2035 года все эти решения, которые будут внедряться, позволят создать ту необходимую городскую мобильность в столице, и мы как раз-таки будем работать на упреждение. Кроме этого, в городе сейчас разрабатывается комплексное благоустройство улиц, где создаются широкие пешеходные променады, велодорожки, особое внимание уделяется озеленению города, тем самым это также стимулирует к активности пешеходов. Тем самым горожане будут более здоровыми и это скажется на общем комфорте столицы", - отметил эксперт.
Как пересадить людей на общественный транспорт
"В случае активности общественного транспорта многие жители смогут в комфортных условиях перемещаться в городе. Ну и самый главный принцип, который сейчас закладывается в генеральном плане, - это шаговая доступность, чтобы в каждом районе в шаговой доступности было все необходимое для жизнедеятельности школы, садики, торговые центры, объекты, и тем самым будет снижаться городская миграция между районами. Поэтому необходимо создавать в каждом районе все необходимое для горожан, и тем самым мы будем активно бороться с такими пробками. Крайне важно сегодня развить общественный транспорт. Потому что дальнейшее развитие только частного транспорта в городе будет чревато, так как людей в столице будет жить более двух миллионов", - подчеркнул эксперт.
Астана не резиновая? Кого и на каких условиях запустят в столицу
Как акимат решает проблему астанчан
Как сообщили в столичном акимате, одни из наиболее загруженных участков в часы пик – проспект Мангилик Ел, Кабанбай батыра, Туран, улица Сарайшик, и Кунаева. Как заверили в акимате, частичное решение этой проблемы даст открытие движения до конца этого года по новому мосту по проспекту Тәуелсіздік.
"Данный мост позволит значительно разгрузить движение на дорогах: обеспечить дополнительную связь по проспекту Тауелсиздик, района нового железнодорожного вокзала, проспекту Кошкарбаева, улицы Нажимеденова, района мечети Хазрет Султан, улицы Байтурсынова, Кордай, Айнаколь, проспекта Момышулы с левобережьем", - заверили в пресс-службе акимата.
Кроме того, в городской администрации сообщили, что в 2024 году планируется приступить к строительству продолжения проспекта Тәуелсіздік до выхода на проспект Кабанбай батыра.
"Это позволит значительно снизить нагрузку на проспекте Мангилик ел, Кабанбай батыра, улицам Туркестан, Керей Жанибек хандар и Айтматова в новой части города. Также в следующем году планируется приступить к строительству еще одного моста через реку Есиль по улице Кенесары, в районе университета КазГЮУ", - пояснили в акимате.
Как напомнили в акимате, в прошлом году было открыто движение по новому мосту по проспекту Улы Дала и по улице А62.
"Данная улица позволяет обеспечить транспортное сообщение между Карагандинской трассой, железнодорожным вокзалом "Нурлы Жол" и левобережной частью города. Мост по проспекту Улы Дала позволяет частично разгрузить проспект Мангилик Ел, улицы Байтурсынова, Кошкарбаева, Нажимеденова, район Nova city, аллею "Мынжылдык", повысить доступность нового вокзала "Нурлы жол", жилые массивы Тельман и Промышленный, район гипермаркета "Метро", проспект Жумабаева, улицы Жургенова", - сообщили в пресс-службе.
Астанчане возмущаются и шутят над пробками
Текст подготовила: Аружан Дарибай
Фото: Турар Казангапов