В Казахстане появился свой суперкомпьютер. Технология важная, нужная и... совершенно секретная.
Корреспондентам Tengrinews.kz удалось побывать в центре обработки данных, где базируется "главный мозг страны". Попасть туда было непросто, но у нас получилось.
Когда мы приехали туда, где расположен суперкомпьютер (мы не можем раскрыть место из-за секретности), нас встретил полк полиции — охраняют супертехнологию суперсерьёзно. Это режимный объект.
На входе у нас проверили содержимое сумок, карманов и в целом прошлись металлоискателем. Не обнаружив ничего запрещённого, запустили внутрь.
National supercomputer center — с виду обычное здание. Проходя мимо, сложно представить, что внутри расположена технология, способная предсказывать стихийные бедствия, помогать разрабатывать лекарства от серьёзных заболеваний и проектировать города.
Кто скажет, что этот холл с диванчиками и цветами находится в том же месте, где есть "супермозг", способный с лёгкостью заменить огромную команду людей (если его не контролировать)?
В этом центре работают диспетчеры, инженеры, электрики, технички — в общем, обычные люди, которые следят за порядком и обеспечивают бесперебойную работу всех систем.
Внутри нам на глаза попался стол для настольного тенниса. Интересно, связано ли это с тем, что запускал суперкомпьютер один из главных любителей пинг-понга в нашей стране?
А ещё в перерывах между работой здесь можно поиграть в настольный футбол. У людей с большой ответственностью должны быть маленькие радости:
Суперкомпьютер привезли в Астану и собрали несколько месяцев назад. Сейчас он ещё не работает на полную мощность, а проходит этап тестирования. За его эксплуатацию отвечает АО "Национальные информационные технологии" (НИТ).
О том, как он работает и для чего нужен, нам рассказал директор департамента эксплуатации инженерной инфраструктуры при НИТ Асет Зейнуллин.
Мы беседуем с Асетом Абдикаримовичем в холле центра. В какой-то момент спикер почти переходит на шёпот.
— Вы так тихо говорите, будто боитесь сказать что-то секретное, — подмечаем мы.
— Здесь всё секретно, — смеётся он.
После этого идём в диспетчерскую — место, где установлены специальные экраны, следящие за бесперебойной работой трёх машинных залов. В одном из них и находится суперкомпьютер. В других — серверы, обеспечивающие работу eGov и других государственных баз данных.
Суперкомпьютер функционирует как вечный двигатель — его работа никогда не останавливается. За этим следит отдельная команда специалистов. Работают сотрудники центра в три смены.
Также на экранах видны помещения, где находятся огромные кондиционеры, охлаждающие суперкомпьютер. Это как кулеры на вашем ноутбуке, но помноженные на тысячи.
В этом же помещении на стене видим автограф Касым-Жомарта Токаева, оставленный в день запуска суперкомпьютера.
И сертификат американского института Uptime: Tier III. Это значит, что данный центр обработки данных надёжный — более 99 процентов. Время простоя в случае ЧП здесь составит считаные минуты, а после всё снова вернётся в строй.
После экскурсии по диспетчерскому центру мы просим показать нам наконец суперкомпьютер. Для того чтобы пройти в зону машинных залов, необходимо надеть бахилы, даже если у вас чистая обувь. Для этого здесь установлены специальные аппараты — всё автоматизировано.
Надевая бахилы, интересуемся, как часто в месте обитания суперкомпьютера проводят уборку. Ответ: примерно постоянно.
"В этом помещении чище, чем у меня на кухне", — шутит Асет Зейнуллин.
На двери, за которой находится компьютер, красуется надпись: "Посторонним вход воспрещён". В целом доступ к технологиям имеют около десяти человек. Остальные сотрудники могут зайти в случае форс-мажора, если это необходимо. Мы проходим в сопровождении и по специальному пропуску.
Внутри правда чисто и тепло, но очень шумно. Звук примерно такой, что издаёт двигатель пассажирского самолёта. Но самолёта внутри нет.
Перед нами — система охлаждения машинных залов и суперкомпьютера, в частности. Возле самих кондиционеров при этом очень тепло. Вспоминаем уроки физики.
Для бесперебойной работы суперкомпьютера и его охлаждения нужно немало электроэнергии — примерно столько же, сколько уходит на освещение целого микрорайона.
По данным НИТ, для работы центра обработки данных используется централизованная система электропитания. Объёмы потребляемой энергии относятся ко всей инженерной инфраструктуре центра — включая системы охлаждения, безопасности и резервного обеспечения.
Заходим в машинный зал № 1. Здесь расположен суперкомпьютер. К нашему (и может быть, вашему) сожалению, выглядит он не как инновационное изобретение из фильмов про супергероев. Но что-то футуристичное в этом всё-таки есть.
Суперкомпьютер — это не одна большая машина, это помещения с раздвижными дверьми, внутри которых находятся шкафы с процессорами. Их мощность едва ли можно сравнить со знакомыми простому человеку технологиями.
Всё содержимое строго засекречено, как и то, откуда привезли суперкомпьютер и сколько он стоит.
Мы просим Асета Зейнуллина, директора департамента эксплуатации инженерной инфраструктуры НИТ, объяснить простым языком, для чего нужен суперкомпьютер и что он умеет. Он объясняет так:
"В мире много больших объёмов данных. Для того чтобы их проанализировать и не делать этого вручную, как раньше, нужен суперкомпьютер. Например: вы хотите узнать, какие улицы в городе самые криминогенные, или понять, какие доходы у населения страны. У человека на анализ этих данных уйдёт очень много времени, у суперкомпьютера — секунды. Возможности не ограничены.
Казахстанский суперкомпьютер анализирует информацию как минимум на трёх языках: казахском, русском и английском. Но если обучить его, он сделает это на любом языке. Важно лишь правильно задать prompt (команда или запрос, который ставится перед программой для выполнения той или иной задачи).
Идём дальше. Третий зал похож на первый и второй. Здесь хранятся большие объёмы данных государственных органов республики. Их нельзя потрогать — всё давно оцифровано.
В странах Центральной Азии пока нет аналога суперкомпьютеру, который привезли в Казахстан. Похожий есть только в соседней России.
Искусственный интеллект стали широко использовать в мире совсем недавно. Буквально несколько лет назад мир следил за тем, как студент защищает дипломную работу, написанную ChatGPT. Эксперты сравнивают его с младенцем, который только учится говорить.
В разговоре с нами Асет Зейнуллин не исключил, что в будущем суперкомпьютер поможет казахстанским специалистам разработать лекарство от рака или других заболеваний, а может — и вовсе изменит наше представление о привычных вещах.
На полную мощность казахстанский суперкомпьютер должен заработать до конца 2025 года. После этого он пройдёт дополнительное тестирование. Потом местные специалисты хотят проверить его возможности и подать заявку для участия в специальном рейтинге-500. Он покажет, на каком месте находится технология, используемая в нашей стране. И кто знает, может быть, мы даже обгоним Токио.
Напомним, в феврале 2024 года Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства заявил о том, что в Казахстане создадут суперкомпьютер. 9 июля Президент Касым-Жомарт Токаев посетил Национальный суперкомпьютерный центр Аlemcloud, где принял участие в церемонии запуска суперкомпьютера на базе графических процессоров NVIDIA H200.
Заменит ли суперкомпьютер правительство в Казахстане
Позднее премьер-министр Олжас Бектенов сообщил, что суперкомпьютер подключат к правовой системе Казахстана.
Текст подготовила Алина Шашкина
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Маржан Куандыкова