О трамваях, шымкентцах и коррумпированных КСК. Как аким Алматы заставил всех аплодировать
Вторая для акима Бауыржана Байбека встреча с алматинцами получилась достаточно богатой на эмоции. Говоря о злободневных проблемах, градоначальник не щадил виновных и ответственных лиц, но также и не упускал возможности пошутить. Причем критика от акима коснулась не только его подчиненных, но и горожан. Алматинцы же, как было заметно, не стали держать на Байбека обиду и почти каждую его реплику встречали синхронными аплодисментами. Не обошлось и без казусов: перед отчетной встречей была задержана Дильнар Инсенова, которая вместе с несколькими активистами попыталась сорвать мероприятие. Однако на сам ход встречи акима с жителями этот инцидент не повлиял.
В своем выступлении Байбек уделил много внимания транспортной реформе. Помимо сухих цифр, результатов и планов, аким особо отметил важность внедрения системы электронного билетирования и рассказал о том, что им приходится до сих пор компенсировать автопаркам потери. "Хочу подчеркнуть - с 2012 года, несмотря на повышение цен на комплектующие и ГСМ, тариф на проезд не пересматривался. Надо всем понимать, что в Европе и в других странах уровень жизни другой, доход другой, но и цены другие. Частники говорят, что за эти деньги (за 80 тенге, проезд в общественном транспорте - прим.авт.) невозможно покупать самостоятельно автобусы. С одной стороны, мы хотим европейское качество, с другой - не хотим платить так же, как они. Мы это понимаем и поэтому этот вопрос стараемся решать комплексно. Город выделяет значительные средства на компенсацию перевозчикам за льготников. В 2016 году выделили 2,7 миллиарда тенге - на эти деньги можно было купить 50 газовых автобусов или отремонтировать дороги", - сказал аким.
©Reuters
Еще один акцент он сделал на главных загрязнителях городского воздуха - автомобилях. В очередной раз Байбек призвал население пересаживаться с личного автотранспорта на общественный, добавив, что иметь машину сейчас не престижно. "В советское время человек, если не купил машину, значит, жизнь не удалась, купил - значит, успешный. У нас еще эта парадигма действует. Постепенно граждане многие понимают, что машины - это не престиж, это средство передвижения. И иногда легче, эффективнее и дешевле проехаться на метро. В вечернее время, если хотите, можно поехать на машине. Исследование показывает, мы в ближайшее время обнародуем, обсудим с населением и будем проводить серьезную реформу. Автомобили создают не только пробки, но и 80 процентов выбросов", - отметил аким Алматы.
Не забыл он и про велосипеды. "Это очень популярный и нужный проект (Almaty Bike - прим. авт.). Раньше велосипед был удовольствием, сегодня во многих странах мира - это транспорт. Наша природа, наш климат, температурный режим позволяют нам практически круглогодично двигаться на этом виде транспорта. И молодежь его выбирает", - заверил аким.
Кстати, в прошлом году Байбек обещал пересесть на велосипед вместе с остальными сотрудниками акимата, но пока градоначальника на этом транспорте горожане особо не видели. "Сегодня 86 сотрудников акимата пересядут на велосипеды. Я сам планирую сесть на велосипед. Все наши машины мы переведем на газ. Если мы не покажем пример, кто его покажет? Это же не Астана, здесь теплая погода. Здесь круглый год можно гулять. Мы все делаем, чтобы люди больше ходили пешком", - заявлял на прошлой отчетной встрече с населением Байбек.
Отдельный блок в своей речи он посвятил вопросам благоустройства города. Тут и посыпалась критика в сторону граждан. В частности, градоначальник отметил, что жители все превращают в "базар". "Мы все время критикуем (...). Когда приезжал мэр Солт-Лейк Сити, он сказал: "У вас столько парков и столько гуляющих на улице, их это тоже удивляет". Мы иногда не ценим то, что происходит здесь, у себя. У нас очень красивый город, где много парков. Мы этим вопросом очень серьезно занимаемся", - сказал Байбек.
"В первую очередь необходимо следить за качеством общественных пространств - тротуарами, парками, детскими площадками. В этом году реконструкция пешеходных зон планируется с Жибек жолы. Мы знаем вокзалы Алматы-1, Алматы - 2. Шутя, мы называем его "базар Алматы с железнодорожными путями". Аэропорт - тоже базар с функциями вылета. Мы все превращаем в базар. Та же улица Жибек жолы, какая красивая улица, а сколько всего там застроили, закрыли виды, превратили в хлам, свалки, это все нелицеприятно. И это все отталкивает туристов. Я ранее слышал от туристов, что Алматы - неприятный город. Почему? Просто из-за этих страшных, уродливых магазинчиков, не соответствующих стандартам, из-за базаров, из-за непонятных заборов, которые мы понаставили. Это все можно сделать с минимальными затратами, улучшить внешний облик города. Тогда все будут выходить на улицу, больше будет приезжать туристов, а туристы - это деньги, рабочие места, налоги, это серьезный вопрос", - не унимался Байбек.
"Мы же хотим, чтобы у нас было как во Франции и Швейцарии? А у нас такие горы, такие условия, мы тоже можем развивать туризм. Мы должны это делать умно и правильно", - добавил аким. Как только он закончил этот тезис, из зала послышались аплодисменты.
"Еще одним критерием комфортности жизни является надежная инфраструктура, доступность жилья (...). Обеспеченность жильем на одного алматинца составляет 27 квадратных метров. То есть мы опять думаем, что все у нас плохо, но анализируем, по данным экспертов, это в четыре раза больше, чем в Сингапуре, в полтора раза больше, чем в Москве и Стамбуле. Но мы не умоляем этих проблем и продолжаем этим заниматься", - продолжил градоначальник.
Дальше он начал говорить про приватизацию. "В прошлом году 18 организаций перешло в частную собственность. Опять же мы, вроде, все хотим жить, как развитые страны, но опять же ничего не хотим для этого делать. Так же не бывает... Нужно от чего-то отказываться", - посетовал градоначальник. Глава мегаполиса продолжил перечислять плюсы приватизации. "Горожане часто жалуются на очереди в государственных поликлиниках. Жалуются на плохое обслуживание. Как вы помните, недавно мы сняли руководителя одного из медучреждений города, которого записали на видео "Население надо крутить. Гонять по кабинетам, чтобы платили". Ни один частник так не будет делать. Это безответственность руководителя. Только высшее руководство хорошо обслуживать. Никогда не будут думать они о прибыли, о клиенте - ему все равно, бюджет платит за все. Если был бы частник, он бы на клиента работал. 500 миллионов долларов богатые алматинцы тратят за рубежом. А остальным что делать? Умирать, что ли? Поэтому мы должны идти на приватизацию, создавать условия".
В ходе своей отчетной встречи он много философствовал. В частности отметил необходимость поменять отношение к жизни, чтобы улучшить свое здоровье. "Люди к врачам вовремя не ходят. Особенно мужчины. Начинаем идти, когда совсем плохо, а потом жалуемся на врачей. Каждый должен больше заниматься спортом, меньше пить. Вот опять говорят, что "Шымбулак" дорогой. Почему-то многие пьют пиво за 1500 тенге. А вечером куда ни пойдешь, все занято (в кафе - прим. авт.). А на спорт денег жалко. Надо менять эту ментальность. Деньги на спорт, туризм - вклад в собственное здоровье. Если каждую пятницу, субботу, воскресенье ходим в гости, жирно наедаемся, еще и пьем, плюс еще сверху чай горячий - ну, вы знаете, язва от чего. Мы все ыстық шай ішеміз (пьем горячий чай - прим. автора), обжигает", - высказался аким.
Затем посыпались вопросы, причем самые разные, как личного, так и более масштабного характера. Почти на все вопросы аким старался развернуто отвечать, словно заранее знал, что будут спрашивать. Правда, задать их успели далеко не все, оставшуюся часть алматинцам предложили адресовать на личном приеме уже после основного мероприятия либо написать письменно и положить в специальный бокс.
Например, один вопрос касался проблем с уборкой снега. Жительница Алматы высказала мнение, что во время Универсиады снег убирали хорошо, а уже после - стали убирать только большие улицы, а о маленьких забыли.
На этот вопрос Байбек попросил ответить своего заместителя Султанбека Макежанова. "В прошлом году действительно были проблемы (со снегом на дорогах - прим. авт.). Для решения этих задач мы увеличили количество рабочих, которые задействованы в уборке улиц, также была привлечена дополнительная техника для вывоза снега", - отчитался Макежанов. Однако аким приструнил своего зама и попросил рассказать конкретно про политику. "Султанбек, про политику расскажите мне конкретно. Видимо, вы ночью убирали снег и не выспались", - обратился к нему Байбек.
©Reuters
"В декабре был аномальный снег, более чем 60 сантиметров снега выпало буквально за 10 часов. Мы анализировали ситуацию с коммунальной техникой, были выявлены слабая оснащенность техникой, небольшое количество рабочих в каждом районе. В связи с поручением акима города этот аспект был полностью пересмотрен. Еще раз хочу сказать, что в январе два раза выпал аномальный снег, более чем 60 сантиметров - это жители нашего города не заметили. В этой связи мы порядок уборки снега поменяли. Ранее, если на дорогах образовывалась шуга, мы долго смотрели за этим и где-то вечером, ночью убирали ее. В этом году мы политику поменяли. Как только пять сантиметров снега появляется, мы начинаем там работать. Мы эту работу взяли на контроль", - пояснил Макежанов.
Байбек поправил заместителя, пояснив, что проблема была не в декабре, а в ноябре. "Хочу здесь еще раз пояснить, в ноябре была проблема, а не в декабре. Почему произошла проблема со снегом? Обычно в ноябре у нас снега нет. Он аномально выпал в ноябре, раньше времени. Автобусы частных компаний не успели "переобуться", но и горожане не успели "переобуть" машины. Мы действительно день-два потеряли время, но потом мы мобилизовались и убрали этот снег. Это чуть больше времени заняло. Но мы извлекли из этого уроки. Чем хороша уборка снега? За счет нее сколько рабочих мест создаем", - сказал аким.
Он также обратил внимание на то, что бюджет города нужно тратить с умом. "Вы на моем месте себя представьте, вот вы аким города, у вас есть определенный бюджет. Вот на Западе, когда выпадает снега в разы меньше, там даже метро останавливают… Почему так? Потому что ради трех-четырех случаев аномального снега в Алматы содержать огромное количество техники, огромный штат рабочих - расточительно. Почему в Европе так делают? Им легче на один-два дня приостановить метро, но они сэкономят на этом деньги. У нас же территория большая, нужно вывозить снег, на это уходит много времени, один КамАЗ пока уедет, уйдет много времени. У нас нет свободной земли, нет котлована", - отметил аким Алматы, добавив, что сейчас акимат ведет переговоры со швейцарской компанией, которая делится опытом по уборке улиц от снега.
"Некоторые критикуют, что Универсиада была, "показуха", снег убирали. Нет. На Универсиаде мы все привели к стандартам и будем убирать, как убирали. Я говорю своим подчиненным: "Если ты один раз это сделал, значит, ты сможешь это сделать и вновь". Сделали, убрали во время Универсиады, значит, можем. Другое дело, что мы больше денег потратили, чем нужно было бы. Я считаю, что дело в современной технике (...)", - рассказал Байбек.
Задавали вопросы и о неэффективной работе КСК. "Уже который год мучает проблема работы КСК, сотни тысяч жалоб. Куда только не обращаются жители, везде, у КСК, у председателя, связи, коррумпированная власть. Когда они возьмутся за свою работу?" - спросила женщина.
"Подождите, коррумпированная власть или коррумпированные КСК?" - уточнил Байбек.
"Коррумпированная власть КСК. Они не занимаются своей работой, грязь в подъездах, вонь идет..." - пояснила алматинка.
Байбек в ответ на это попросил не обвинять все КСК, но признал, что такая проблема имеется.
"Был один КСК из Алматинской области, передали под семейный подряд - жена и муж. Люди возмущаются, кричат. Жена выходит, ругается. Муж потихоньку стоит: здесь Zilli, там Zilli. На зарплату КСК, что ли, купил? Весь брендовый стоит. Убирали его, прокуратура, кто только не занимался. То отсюда зайдет, то жалобы, то силовиков подключает, кто только за него не звонил. Вроде бы, казалось бы, КСК? Убрали. В итоге (выяснилось - прим. автора) замакима района - дочка у него в этом КСК работала, кормились. Бывает, ларьки сносим, интересы наших же в акимате или еще кого-то. Из Астаны начинают звонить за какой-то ларек, чебуречную (...). Мы, извините меня, здесь наведем порядок, и с КСК разберемся, и со всеми, и никаких звонков. Но я попрошу наших горожан, чтобы тоже нас поддержали. Если горожане нас поддержат, дадут мандат доверия, мы сделаем. А если не дадут, тогда так и будем болтаться", - заверил аким.
При этом он попросил жителей Алматы тоже не сидеть сложа руки. "Опять же, когда у тебя мусор, что-то не убрано, куда аким смотрит? Причем тут аким? Жители должны собираться и смотреть - заплатить деньги, поставить камеру и найти этого террориста, который там сорит, и извините, - сказал аким. - КСК избирают сами граждане. Раз даете повод им воровать, значит, сами не мониторите. Там, где с КСК требуют, там они работают. Мы посмотрели, семь миллиардов тенге в год - 90 процентов люди сами тратят на свои нужды. Зачем такой КСК, который сам себя кормит? Мы сейчас усиливаем контроль, собираем предложения, чтобы усилить административный контроль, направили предложения в Парламент".
Спрашивали и о судьба трамваев. "Мы к этому вопросу очень системно подошли. Я сам алматинец, вырос с трамваем, в доме на Гагарина - Утепова. Приходили гости, думали, что землетрясение, - вспоминает детство Байбек. - Но управленец не должен заниматься популизмом. Непопулярное решение должно быть принято, если оно в интересах жителей". Он также напомнил, что в последний раз трамвайные пути реконструировались в 1986 году. Буквально за неделю после того, как он возглавил город, произошло сразу два резонансных ДТП с участием трамваев.
"Я не мог и не хочу брать ответственность за смерть кого-либо. И когда я узнал, что в городе всего 11 трамваев, а за 9 месяцев было 42 схода, стало ясно, что, даже по теории вероятности, рано или поздно кого-нибудь бы придавило, - сказал аким. - Кто-то говорит: "Угробили". Не угробили, а просто пришло время. Мы не можем распоряжаться деньгами людей неэффективно. Мы продолжим строить метро, вместо трамваев будет ЛРТ. Это тот же трамвай, но современный, удобный, бесшумный. Так что, изучив все, хочу авторитетно заявить: трамваев не будет", - заключил аким и опять удостоился аплодисментов из зала.
Очередной вопрос жительницы Алматы был связан с работой общественного транспорта. "Я пользуюсь общественным транспортом очень часто. Но большая проблема в том, что автобусы ходят плохо, с большим опозданием. Я прочитала в газете, что муниципальный парк был переведен в частную компанию. Как это повлияет на ситуацию?" - задалась таким вопросом жительница.
"В интернете очень внимательно слежу, одна девушка написала, что шымкентским отдали. Но у нас есть Конституция, извините меня, кто сказал, что шымкентские хуже? Я считаю, что это два миллиона человек, и благодаря тому, что густое население, они многие более эффективные", - отметил Бауыржан Байбек.
"Почему шымкентская компания? Потому что Шымкент - это такой же крупный город, густонаселенный. Единственная частная компания - Green Bus, которая конкретно работает, есть результат. Многие приходят, смотришь, ничего не делалось, даже в этой отрасли не были. Поэтому мы провели конкурс, и выиграла компания, которая из Шымкента. Я вам скажу, что мы не ошиблись", - объяснил он.
Аким попросил не делить на шымкентское - нешымкентское. "Это все неправильные разговоры. Надо смотреть на человека, по его конкретным делам", - подытожил Бауыржан Байбек.
Отчетная встреча прошла, а эмоции остались. В своем выступлении аким Алматы как бы хотел донести до населения такую мысль: хотите жить, как на Западе, то соответственно нужно много работать и уметь в нужное время ломать свой привычный уклад жизни. Он несколько раз повторил, что богат не тот, кто много тратит, а тот, кто умеет экономить. "Многие люди едут в Европу и говорят о том, как там красиво. Поставишь тут парковки, сразу критикуют и спрашивают, почему так дорого. Зачем эти двойные стандарты? Мы хотим, чтобы все было, как на Западе, но при этом хотим, чтобы все было бесплатно, как в Советском Союзе. Не будет такого. Все стоит денег. Причем хочу обратить внимание на тех, которые говорят: "Дайте денег". Это не бесплатно, получается, у кого-то мы в гараже заберем и кому-то другому отдадим. При этом кто-то "пашет" с утра до ночи, платит налоги, а кто-то не платит налоги, и при этом хочет все еще бесплатно, и медицину, и так далее. Мы должны это понять. Я еще раз хочу сказать, богатое государство не то, которое хорошо зарабатывает, а то, которое хорошо экономит", - заключил Байбек.
Подготовила Василина Атоянц