ПОДЕЛИТЬСЯ
15 февраля 2018 | 14:40
"Ты что, там умираешь без книги своей?". Библиотекари Астаны о своих буднях
"Ты что, там умираешь без книги своей?" Такой ответ я услышала от читательницы, которая больше года не возвращает книгу", - рассказывает Галина Александровна. Она работает в библиотечном деле более 30 лет. "Что изменилось за это время?" - поинтересовались мы. "Отношение к библиотекарям. А вот зарплата не менялась".
В начале 2018 года мажилисмен Нурлан Дулатбеков поднял вопрос о восстановлении имиджа библиотек. О рабочих буднях хранителей книг - в материале Айгерим Абилмажитовой и Турара Казангапова.
ПОДЕЛИТЬСЯ
"Ты что, там умираешь без книги своей?" Такой ответ я услышала от читательницы, которая больше года не возвращает книгу", - рассказывает Галина Александровна. Она работает в библиотечном деле более 30 лет. "Что изменилось за это время?" - поинтересовались мы. "Отношение к библиотекарям. А вот зарплата не менялась".
В начале 2018 года мажилисмен Нурлан Дулатбеков поднял вопрос о восстановлении имиджа библиотек. О рабочих буднях хранителей книг - в материале Айгерим Абилмажитовой и Турара Казангапова.
"Время меняет людей, их вкусы. Вот "Шантарам"просят все. А вы знаете, сколько стоит он?! Пять тысяч тенге. Много таких не закупишь. Но как читали, так и читают", - делится руководитель Центральной детско-юношеской библиотеки в Астане Галина Александровна. На выходе из библиотеки стоит дедушка со стопкой книг, уложенной в двойной прозрачный пакет.
"У нас бабушка ходит одна, Анна Романовна. Ей не сколько книга нужна. Просто общения хочется. Она одна осталась, дочка умерла, всю жизнь историком в школе проработала. А сейчас даже поговорить не с кем. Ну как я могу ей сказать, что мне некогда, что работы много. Я с ней побеседую, здоровьем поинтересуюсь, книги посоветую", - рассказывает Галина Александровна, руководитель Центральной детско-юношеской библиотеки.
"Не нравится, когда задают вопрос, читают ли у нас вообще книги. Мне всегда в такой момент хочется спросить: "А сам ты то читаешь?" Вот, к примеру, "Путь Абая" Мухтара Ауэзова. Все 13 экземпляров на руках, это ведь о чем-то говорит. Я, конечно, понимаю, что мы сейчас сидим в соцсетях. Я сама люблю компьютеры, Интернет. Специальность у меня "Библиограф, автоматизация библиотечных процессов". В Instagram аккаунт есть у меня, я там пытаюсь продвинуть библиотеку нашу".
"Был как-то со мной случай анекдотичный. После того как я получила диплом, директор нашей библиотеки вызвал меня и говорит: "Ну все, Галя институт окончила, сейчас расскажет и покажет, как пользоваться компьютером". И, вы представляете, я не знала, как включить компьютер. Вроде все досконально изучила, запомнила, а как включить - не знаю. На курсах-то машины всегда были включены. Я смотрю на компьютер и думаю, как это сделать. Девочки на работе все свои, 100 лет знакомы, но они тоже не знают, как включать его. После этого момента я начала всем интересоваться, изучать".
"Изменилось за 30 лет только одно - к нам стали относится как к источнику информации. Читатель знает, что вы обязаны ему помочь. А 20 лет назад как-то проще было, душевнее, что ли. Приходили и говорили: "Сделайте, помогите, пожалуйста". Тогда и с литературой было тяжело. Вот супруг мой в техническую библиотеку ходил всегда, как контрольная или курсовая. Там все по блату было, шоколадку принесешь, чтобы книжку тебе оставили. А сейчас по-другому все, платно сделали. Но в нашей библиотеке все бесплатно. Если вдруг и книги, и в Интернете поискать нужное, да и просто в тишине посидеть".
"В обществе сложился стереотип о библиотекарях: женщина в теплой безрукавке, с чашкой чая в руках".
"Может, раньше и было так. Помню, холодно тут было, одевались теплее, перчатки отрежешь и ходишь. А потом, когда уже получили независимость, директор сказал нам: "Будете в туфлях все ходить". Через год все начали туфли носить в библиотеке, красиво одеваться, укладки делать. У нас есть специальная комнатка для обеда, чтобы не носились с бутербродами и чаем туда сюда, все чинно и благородно".
"Сейчас все по-другому. Требования другие стали к нам. Мы сейчас завлекаем. А раньше сами люди шли, ценность книги была. Сейчас же Интернет есть", - говорит руководитель детской библиотеки № 3 Марал Куракбаевна.
"До столицы я работала на государственной службе. В Астану приехала в 1998 году. Сначала работала в Национальной академической библиотеке, потом пригласили сюда. Пришла в эту библиотеку временно, но через полгода привыкла, прикипела. Здесь живое общение с людьми, тем более дети. Я их очень люблю. Библиотека с 1976 года существует. В коллективе у меня пять человек, половина - молодые специалисты, воспитываем смену. Двое сотрудников более 30 лет в нашей системе, в нашем коллективе работают".
"Сейчас детей нужно заинтересовать, завлекать. Вот, в социальных сетях все публикуем. Молодежь читает, находит нас и приходит".
"Все зависит от того, как ты встретишь ребенка, как его проведешь. Обязательно нужно поздороваться. Одним словом можно ранить ребенка, каждого из них родители так берегут, что слово лишнее боишься сказать. А то ведь перестанут в библиотеку ходить, читать. Травма на всю жизнь, можно сказать".
"Мы идем к тому, что в библиотеке можно не сидеть строго за партой, как в школе. Детям пространство, волю нужно давать. Если мы мероприятие проводим, то бросаем пуфики, чтобы можно было поудобнее сесть. Была бы моя воля, уголок бы поставила, где можно пообедать и отдохнуть, а потом с новыми силами приступить к чтению. Сейчас дети приходят к нам, чтобы домашнюю работу сделать. Мы им разрешаем что-нибудь перекусить принести, с учетом порядка. Зато школьники с удовольствием к нам ходят".
"Мероприятия проводим всякие. Вот, кружки придумываем. "Читаем и вяжем", например, акция идет, надо же детей заинтересовывать ходить в книжные залы. Я думаю, что мы, библиотекари, проводим аналогичную работу, как люди в сфере образования. Ребенок когда приходит к нам и говорит: "Мне нужен песок", к примеру. Мы должны сразу понять, что это по географии, какой класс, какой именно учебник. То есть школьник пришел и выразил тему, а дальше мы должны искать и просвещать его. Мы как учителя".
"Сколько получает библиотекарь?"
"60-65 тысяч тенге получает сотрудник со стажем 30 лет. Молодой специалист - 40 тысяч тенге. Вот девушка у нас работает, получает всего 40. У нее мама - тоже наша коллега, заведующая другой детской библиотекой. Анна еще учится в колледже на библиотечное дело. Любим мы свою работу, поэтому это чувство все и перекрывает", - резюмировала Марал Куракбаевна.
Анна, сотрудник детской библиотеки № 3. Девушка пошла по стопам мамы и сейчас учится по специальности "Библиотечное дело" в Карагандинском колледже искусств имени Таттимбета.
Мама Анны, Литвинчук Светлана Владимировна, руководитель детской библиотеки № 8, что на улице Конституции. Небольшое помещение умещает в себе и книги, и парты для детей, и игрушки.
"Библиотека существует с 1984 года. Я, когда устроилась сюда в 18 лет, работала с первой заведующей, и так получилось, что в последующем приняла от нее эту библиотеку. Общий стаж у меня - уже 37-й год пошел. В коллективе нас трое, Гульнара Базарбаева, Алла Васильевна и я", - рассказала Светлана Владимировна.
"К детям сейчас подход другой. Нервные бывают дети, обиженные. Вот девочка приходила без настроения, говорит: "У меня сегодня день рождения, а меня никто не поздравил". Мы тут сразу давай поздравлять, книжку подарили. Мы психологами в первую очередь стали. Нужно понять, чего хочет ребенок, а потом уже предлагать книги".
"Много детей к вам ходят читать?"
"Все зависит от школы. Если учитель задал почитать, то дети ходят к нам. Преподаватели рады, когда мы приходим и предлагаем то, что собрали, новое что-то. Стоит нам затихнуть, и все затихают. Родителям некогда, работают все время. Но вот Алла Васильевна не даст соврать, сейчас родители за руки сюда приводят детей своих, и мы видим, что меняется отношение к библиотеке. Все говорят, что книга умрет, ничего подобного! Книга была и будет. Может, интерес другой, требования, запросы будут меняться, но книга не уйдет. Мы еще в нашей детской библиотеке сделали так, чтобы родители тоже могли взять почитать домой. Для них уголок сделали: ребенок что-то выбрал себе и мама его".
"Нас сейчас роботами пугают. Говорят сейчас, ты выбираешь через компьютер книжку, и на тележке робот тебе привозит. Не знаю, когда это будет у нас. Не всегда роботы могут заменить человека. Вот дети приходят, они-то не всегда знают, что хотят почитать, или название книги не запомнили. А роботы-то не помогут, здесь важен человеческий фактор. Чтобы приучить ребенка к чтению, нужны чувства. Не надо заменять нас роботами. Да и тогда куда мы денемся?! А кто в базу все забивать будет? Мы же все это делаем вручную".
"Люди заходят иногда и говорят: "А вы, наверное, целыми днями читаете, хорошая работа у вас". А нам некогда. И отчеты есть, и мероприятия почти каждый день проводим", - говорит Алла Васильевна.
"Немножечко бы повернулись к нам лицом, хотя бы зарплату подняли бы, квартиры бы давали. У нас же много приезжих, а сейчас людям куда без квартиры, снимать деньги нужны, жить на что-то надо. На зарплату в 60 тысяч много не наживешь. Вот я, заведующая библиотеки со стажем 37 лет, - 85 тысяч тенге. Молодые, конечно, к нам не хотят идти работать", - отвечает Светлана Владимировна.
"А кто вам на смену придет?"
"Надеемся, что кто-то придет. Вот, дочка по стопам моя пошла", - смеется Светлана Владимировна.
"Чтобы в районе был душевный микроклимат, библиотек должно быть больше. У нас в миллионном городе очень мало библиотек, только 18. И большинство из них расположены в отдаленных районах, куда тяжело добираться. На левом берегу всего одна библиотека, детской вообще нет", - рассказывает Татьяна Александровна Есина, руководитель массовой библиотеки № 5.
"Я работаю библиотекарем с 1984 года. И из года в год растет у нас количество функций разнообразных и требований. Библиотека - это коворкинг по сути. А коворкинг - это библиотека. У нас и посидеть, почитать можно, и в Интернете, и разнообразные встречи проводятся. Вот, к примеру, встреча депутата маслихата была накануне. Единственное только, что нельзя попить кофе и полежать на диване. Но для этого можно взять на дом книгу".
"Есть ли у вас проблема с задолженностями по книгам?"
"Раньше была, пока не ввели залоговую систему. Сейчас в нашей библиотеке такой проблемы не существует. В детских библиотеках, конечно, залоговой системы нет, там же дети, к ним подход другой".
"Почему в Казахстане нет Дня библиотекаря?"
"Это не престижная профессия. И в Советском Союзе так же было, и Дня библиотекаря не было. К тому же к нам не хотят идти работать по той же финансовой причине, средний возраст от 40 лет и выше. У нас очень хорошая работа с очень низкой заработной платой".
Сотрудник массовой библиотеки № 5 Наталия Валерьевна
"Но если ваше поколение уйдет, то кто придет на замену?!"
"Не знаю. На самом деле библиотекари нужны как специалисты. Мы не только просвещаем, но и нормализуем жизнь людей. Здесь, в книжном зале, так спокойно, что даже нервные люди находят душевный покой и становятся душечками, можно сказать. И еще хотела добавить, чтобы в районе был душевный микроклимат, библиотек должно быть больше".
Поготовила Айгерим Абилмажитова, фото Турар Казангапов
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также