Совместный проект
Как рождается «крылатый» металл
Истории Аксуского завода ферросплавов
Истории актюбинских заводчан
Кто работает на Павлодарском алюминиевом заводе?
Истории Донского горно-обогатительного комбината
Истории Аксуской электростанции
Истории шахтеров АО "Шубарколь комир"
Истории «ТрансКома»
Истории рабочих ERG Service
Истории ССГПО

Жара под 80

градусов

Истории актюбинских

заводчан

Мы продолжаем наш спецпроект под названием "Непростая работа" о людях рабочих специальностей. Тех, кто любит и умеет работать руками. И эта история из Актобе.
У нас жарковато! - смеются плавильщики.
У нас еще жарче наверху, - отвечают крановщицы.

У каждого из них своя жара. В прямом и переносном смыслах. Температура в плавильном цехе возле печи при выпуске металла под 80 градусов. За смену металлург выпивает не один литр воды.
У крановщиц тоже работа не из легких. Управлять мостовым краном – значит всегда быть внимательной и сосредоточенной. Одно неверное движение может привести к серьезным последствиям. Не женское это дело, скажете вы. Возможно. Но на Актюбинском заводе ферросплавов (АЗФ) АО "ТНК "Казхром", входящем в ERG, уже давно не существует гендерных стереотипов.
Он есть и в иголке, и в самолете.
Что это?

Правильно! Это феррохром. Этот металл входит в состав сплавов, из которых делают самолеты, космические корабли, машины и еще много чего. И сегодня мы расскажем об актюбинцах, которые плавят металл.

Первенец казахстанской черной металлургии АЗФ разменял девятый десяток. А в печах все также пылает огонь, по желобам льется металл.

Вот он, самый первый слиток феррохрома, произведенный на Актюбинском заводе ферросплавов в 1943 году.
А это высокоуглеродистый хром Актюбинского завода сегодня.

"Комсомолка", которая работает до сих пор


1943 год. Разгар войны. Фронту нужен металл. А в Казахстане, практически в голой степи, ударными темпами возводится Актюбинский завод ферросплавов, который обязательно даст фронту тот самый необходимый металл.
И уже 20 января 1943 года знаменитая печь "Комсомолка" выдает первую партию казахстанского феррохрома. Кстати, работает эта печь до сих пор.
Участники первой плавки у первой печи завода
В 2022 году "Комсомолку" преобразили на все 100%. Она снова стала молодой и красивой. Печь стала полностью закрытой, а процессы автоматизированы, а значит, и более безопасны. Специально для "Комсомолки" создали отдельную систему охлаждения водой, благодаря чему она прослужит еще 100 лет, говорят специалисты.
"Название оставили как память о том строительстве, о героическом подвиге десятков людей. Ведь молодежь была в первых рядах на строительстве АЗФ – комсомольцы управления тогда взяли шефство над монтажом первой электропечи, которая, естественно, и получила название "Комсомолка". Это молодость, задор, стремление вперед", - говорит экс-президент компании АО "ТНК "Казхром" Арман Есенжулов.
20 лет работы на заводе Арман Есенжулов называет самым ярким периодом своей жизни. Его путь металлурга начался у печи № 27 второго цеха. Работа плавильщика, говорит он, не для слабаков. Должны быть железный характер, выдержка, любовь к своей профессии и даже талант.

Это одна из редкий фотографий того времени, говорит Арман Бекетович. Она ему особо дорога. На ней плавильщики-бригадиры второго плавильного цеха, где начинал работать он сам. Фото сделано в далеком 1988 году.
Плавильщики-бригадиры. 1988 год.
А если посмотреть на фото снизу, кажется, что это кадры из фантастического зарубежного фильма с командой супергероев из Вселенной Marvel. Но нет! Это плавильщики Актюбинского завода, которые тоже супергерои, только в своей весьма нелегкой Вселенной.

Пришел на завод ушел на пенсию

Вячеслав Тищенко – потомственный металлург, рационализатор. На этом заводе работал его отец. И когда парень после школы не поступил в институт, он предложил ему пойти на завод. Так в его трудовой книжке единственная запись: "пришел на завод – ушел на пенсию".

"Я еще когда учился в девятом классе, на летних каникулах на АЗФ сбивал ящики. В свое время он был под секретным номером, потому что у нас плавили азотированный феррохром, а потом упаковывали в деревянные ящики. Я, когда первый раз на завод попал, был под большим впечатлением от размаха производства и от дружного коллектива. В свой первый рабочий день я угодил на больничный. Сейчас смешно вспоминать, а тогда не до смеха было. Все было хорошо: выдали спецодежду, определили душевой шкафчик. Иду по цеху довольный, и тут мне в глаз прилетела металлическая соринка. Головой надо было меньше вертеть. Глаз моментально опух, пришлось удалять инородное тело".
Так на заводе прошло 47 лет, улыбается Вячеслав Николаевич. Половина жизни, шутит мужчина.
Вячеслав Тищенко, металлург
"На работу я поступил в 84 году 15 сентября, недавно было 40 лет как я сюда пришел молодым парнем, 22 года мне было в то время. Зашёл я в цех, а там везде всё гудит, горячий металл льется, было страшно сначала, а потом уже привык, - начинает свой рассказ плавильщик плавильного цеха №1 Марат Баймолдин.
Сложнее всего в первые годы было привыкнуть к жаре, говорит мужчина. На улице жара 40 градусов, и в цехе у печи под 80, так как температура при которой плавится металл 1200 градусов. Нелегкий труд у плавильщиков. Но Марат Баймолдин считает иначе. Говорит, это труд настоящих и сильных мужчин.
У нас семейная династия Баймолдиных. У меня отец, мать, дядя работали, сейчас братишка, сын и сноха работают, в общем количестве у нас за 300 лет выходит стаж. Младший внук мой Сардар, ему 8 лет, он всегда со мной везде ходит, на наши заводские корпоративные мероприятия. И говорит: "я по твоим стопам, ата, пойду, я тоже буду металлургом". Значит династия продолжится. Это уже четвертое поколение на подходе. Кто на заводе работает, особенно понимают фразу "человек труда".
Марат Баймолдин, плавильщик плавильного цеха №1
Актюбинский завод – уникальное производство. Технология выплавки металлического хрома значительно отличается от выплавки остальных ферросплавов. Сегодня объем производства АЗФ составляет около 700 тысяч тонн ферросплавов в год. Продукция экспортируется в страны Европы, Японию и США. На заводе работает более 4 000 сотрудников, текучки кадров нет чтобы вырастить хорошего металлурга нужны годы.
Поэтому для сотрудников создают специальные условия. Например, ежегодно компания предоставляет возможность безлимитного бесплатного медобслуживания в медицинских центрах "Евразия" и 60 000 тенге на оплату лекарств. В конце года регулярно выплачивается тринадцатая зарплата, а также есть специальная прогамма для приобретения жилья.

Завод в заводе

На АЗФ реализуются крупные инвестиционные проекты, связанные с модернизацией производства, наращиванием мощности, экологией.
"Актюбинский завод ферросплавов по праву можно считать лидером в развитии печей постоянного тока, - говорит директор завода Ержан Абдулабеков.

Четвертый цех, который мы называем "завод в заводе", единственный в мире с проектной мощностью 72 МВт. Сейчас тестируем выход на 80 МВт. Цех напичкан современнейшей аппаратурой. Строила его крупнейшая немецкая компания. В 2014 году состоялся запуск, но цех не вышел на проектную мощность.

Сначала немецкие коллеги пытались найти причину, но не смогли. И тогда наши инженеры взялись за дело. Вышли на руководство. Нас поддержали и дали творческую свободу. За два года наша команда смогла исправить все ошибки, которые были допущены в проектирование. И цех заработал. Вот такие классные специалисты у нас работают".
Когда пришли на завод, думали, что однажды будете директором?
Я тогда мечтал стать главным инженером. Что буду директором, не думал, но жизнь распорядилась иначе. Возглавляю предприятие всего второй год.
Если сейчас вам скажут встать к печи. Не забыли ручки?
Не забыли (смеется). Время от времени я работаю у печи, общаюсь с рабочими. У нас была раньше такая традиция "Руководитель на рабочем месте". Так вот, все руководители надевали спецодежду и шли к печам, целый день проводили в цехах. Хотим снова эту традицию возобновить. Это полезно как для руководителей, так и для рабочих, которые видят, что ты знаешь свое дело не понаслышке.

Ержан Абдулабеков, директор Актюбинского завода ферросплавов
А вы хотите увидеть, как рождается металл и работают укротители огненной стихии? Тогда записывайтесь на экскурсию на завод http://vtour.erg.kz/.

АЗФ один из первых стал развивать промышленный туризм и с удовольствием показывает и рассказывает туристам о своей деятельности.
Eurasian Resources Group (ERG)международная группа компаний. Одна из ведущих в сфере добычи и переработки природных ресурсов. Это треть горно-металлургического комплекса Казахстана, а также один из ключевых поставщиков электроэнергии. Компания ежегодно обеспечивает работой 169 тысяч человек – это каждое 40-е рабочее место в стране. В этом году ERG отмечает 30 лет своей деятельности в Казахстане.

Материал подготовлен при поддержке ERG

Он есть и в иголке, и в самолете. Что это?

Угадали! Это феррохром. Этот металл входит в состав сплавов, из которых делают самолеты, космические корабли, машины и еще много чего. И сегодня мы расскажем об актюбинцах, которые плавят металл. 

Температура в плавильном цехе возле печи при выпуске металла под 80 градусов. За смену металлург выпивает не один литр воды.